Дело № 2 - 115/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Новобурейский «21» апреля 2010 года
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Чигаревой Т.Ю.
при секретаре Власенко А.В.,
с участием истца Д.А.Ю., представителя ответчика И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.А.Ю. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <...> о признании незаконным отказа № от (дата) в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, о признании права на дополнительную меру государственной поддержки в виде выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренную п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от (дата) № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
(дата) Д.А.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований Д.А.Ю. в заявлении указала, что она - гражданка РФ, проживает на территории РФ в <...>. (дата) она в <...> родила первого ребенка - сына Д.Л.Е., который умер на первой неделе жизни - (дата), о чем составлена запись акта о рождении ребенка № от (дата) в Отделе ЗАГС по <...> ЗАГС <...>, о чем ей выдана (дата) справка № (форма №). (дата) она в <...> родила второго ребенка - сына Д.С.Е., о чем составлена запись акта о рождении № от (дата) в Отделе ЗАГС по <...> Управления ЗАГС <...>, выдано (дата) свидетельство о рождении №. (дата) она обратилась в ГУ-УПФ РФ в <...> с заявлением о выдаче ей на основании п.п.1 п.1 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка - сына Д.С.Е., (дата) года рождения. (дата) уведомлением № ГУ-УПФ РФ в <...> ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием права на дополнительную меру государственной поддержки, предусмотренную п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», так как первый ребенок умер на первой неделе жизни и ею предоставлено не свидетельство о рождении первого ребенка, а справка о рождении ребенка формы №. Данный отказ ею получен (дата). Данный отказ она считает незаконным. Свое право на выдачу ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал обосновывает п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными постановлением Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 года «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», Федеральным законом № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года, постановлением Правительства РФ № 1274 от 31 октября 1998 года «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния». Поскольку справка о рождении ребенка формы №, утверждена постановлением Правительства РФ № 1274 от 31 октября 1998 года «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», и подтверждает рождение ею первого ребенка, что она предоставила ответчику все необходимые документы для выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, то ей незаконно отказал ответчик в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Просит суд, удовлетворить заявленные ею исковые требования.
Истец Д.А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, в обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что она родила двух детей. Первый ребенок умер на первой неделе жизни. На основании ч.2 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не учитываются только те дети, в отношении которых было осуществлено лишение родительских прав. Просит суд, удовлетворить все ее требования: признать незаконным отказ № от (дата) ГУ-УПФ РФ в <...> в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным; признать за ней право на дополнительную меру государственной поддержки в виде выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренную п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и возложить на ГУ-УПФ РФ в <...> обязанность выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Представитель ответчика И. исковые требования не признала, пояснив суду, что действительно (дата) истец Д.А.Ю. обратилась в ГУ-УПФ РФ в <...> с заявлением о выдаче на основании п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением ею второго ребенка - Д.С.Е., (дата) года рождения, родившегося в <...>, гражданина РФ. По результатам рассмотрения всех представленных истцом документов, ответчиком было вынесено решение в форме уведомления №от (дата) об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у нее права на его выдачу. Истец предоставила ответчику на первого ребенка не свидетельство о рождении, а справку о рождении ребенка формы №. Из буквального толкования преамбулы и норм Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целом, следует, что данные дополнительные меры предусмотрены для поддержки семей, имеющих детей, а не одного ребенка. В силу Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных постановлением Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 года, в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельств о рождении детей. В связи со смертью первого ребенка истца через три дня после его рождения, свидетельство о рождении первого ребенка истцу не выдавалось, по этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Поскольку на момент обращения к ответчику в семье истца имелся только один ребенок - сын Д.С.Е.; истцом ответчику было предоставлено только одно свидетельство о рождении ребенка - сына Д.С.Е.; а справка о рождении сына Д.Л.Е. по форме № подтверждает, что первый ребенок истца умер на первой неделе жизни, поэтому у истца отсутствует право на выдачу ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поэтому отказано истцу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал было на законных основаниях, просит суд отказать истцу в удовлетворении иска за необоснованностью.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленный иск обоснованный, его надлежит удовлетворить, по следующим основаниям.
Законодательство о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, в частности поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7); материнство и детство, семья находится под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Копией паспорта истца Д.А.Ю. доказано, что истец Д.А.Ю. - гражданка Российской Федерации, что она проживает на территории Российской Федерации, в <...>.
Копией страхового свидетельства государственного пенсионного страхования доказано, что истец Д.А.Ю. имеет страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.
Копией справки о рождении № по форме №, выданной (дата), доказано, что Д.Л.Е. родился (дата) в <...>, Россия, о чем в Отделе ЗАГС по <...> управления ЗАГС <...> составлена запись акта о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, № от (дата), что отцом ребенка является Д.Е.А., а матерью - Д.А.Ю., оба граждане России.
Копией свидетельства о рождении №, выданного (дата), доказано, что Д.С.Е. родился (дата) в <...>, Россия, о чем в отделе ЗАГС по <...> управления ЗАГС <...> составлена запись о рождении № от (дата), <...>, что отцом ребенка является Д.Е.А., а матерью - Д.А.Ю., оба граждане России.
Копией письменного уведомления об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № от (дата), пояснениями сторон в судебном заседании доказано, что Д.А.Ю. (дата) подала ответчику заявление на выдачу ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и что в выдаче сертификата ей было отказано, в связи с непредоставлением на первого ребенка свидетельства о рождении.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года.
Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2007 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» так же предусматривается, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ. Право на получение сертификата имеет женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года.
Из правового анализа указанных норм закона и положений Правил, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 января 2007 года.
При этом статья 4 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство. Таким образом, исходя из изложенного, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а сам факт рождения ребенка.
Материалами дела, пояснениями сторон в судебном заседании, доказано, что в качестве документа, подтверждающего факт рождения первого ребенка, истцом Д.А.Ю. ответчику была предоставлена справка о рождении № от (дата), выданная Отделом ЗАГС по <...> управления ЗАГС <...>. В связи с чем, факт рождения истцом Д.А.Ю. сына Д.Л.Е., (дата) года рождения в <...>, Россия, доказан, и данный факт ответчиком не оспаривается.
Доводы ответчика ГУ-УПФ РФ в <...> о том, что правовым основанием к предоставлению государственных мер поддержки семей является наличие на момент обращения в территориальный пенсионный фонд в семье не менее двух детей, не может быть признан состоятельным.
Пунктом 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года за № 873 предусмотрено, что заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей. При этом в данной норме не содержится конкретного указания на перечень требуемых документов, учитывая, что регистрация рождения первого ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», и в этом случае свидетельство о рождении не выдается, выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом предусмотрено, что по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. Таким документом является справка о рождении формы № 26, которую истец и предоставила ответчику при обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данная форма № 26 справки о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, утверждена постановлением Правительства РФ № 1274 от 31 октября 1998 года «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».
Кроме того, основания для отказа в выдаче государственного сертификата установлены пунктом 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года за № 873. Отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:
- отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
- прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
- предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
- прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит. При этом, таких оснований для отказа в выдаче государственно сертификата на материнский (семейный) капитал, как смерть первого ребенка на первой неделе жизни и отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, при наличии других доказательств рождения первого ребенка, данной нормой не предусмотрено.
Поэтому у истца Д.А.Ю. на момент обращения ее к ответчику с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, то есть на (дата), и на момент отказа ей ответчиком в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, то есть на (дата), имелось право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», имеется данное право у истца и в настоящее время. едоставлена справка о рождении формы 26 № 117 от 03.06.2004 года, выданную Отделом ЗАГСа првого ребенка, Д.А.Ю. была
На основании изложенного, отказа № от (дата) ответчика ГУ-УПФ РФ в <...> в выдаче истцу Д.А.Ю. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным, поэтому исковые требования истца Д.А.Ю. надлежит удовлетворить в полном объеме: надлежит признать незаконным отказ № от (дата) ГУ-УПФ РФ в <...> в выдаче Д.А.Ю. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признать право Д.А.Ю. на дополнительную меру государственной поддержки в виде выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренную п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от (дата) № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; возложить на ГУ-УПФ РФ в <...> обязанность выдать Д.А.Ю. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д.А.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным отказ № 161 от 01 сентября 2009 года Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <...> в выдаче Д.А.Ю. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Признать право Д.А.Ю. на дополнительную меру государственной поддержки в виде выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренную п.1 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <...> выдать Д.А.Ю. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.
Председательствующий судья: (подпись)
Мотивированное решение составлено 28 апреля 2010 года.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Т.Ю. Чигарева