взыскание компенсации за задержку в выда трудовой книжки.



Дело № 2-300/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

п.Новобурейский «23» сентября 2010 года

Бурейский районный суд Амурской области

в составе:

председательствующего судьи Чигаревой Т.Ю.

при секретаре Арнаут В.В.,

с участием истца Ф., представителей ответчика Т., Герасенкова Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ф. к МУП <адрес>» о взыскании компенсации за десять дней лишения возможности трудиться из расчета среднего заработка в сумме 6337 рублей 60 копеек, денежной компенсации за одиннадцать дней задержки выплаты расчета при увольнении с применением ставки рефинансирования банка в сумме 19 рублей 80 копеек; денежной компенсации морального вреда в размере 100000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

(дата) Ф. обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что с (дата) она была уволена по сокращению штатов из МУП «<адрес>» по п.2 ст.81 ТК РФ до истечения срока уведомления по соглашению сторон. В нарушение трудового законодательства МУП «<адрес>» были нарушены сроки выдачи ей трудовой книжки и расчета при увольнении. Трудовая книжка была выдана ей (дата), денежный расчет при увольнении ей был выдан (дата), чем ей были причинены моральные страдания.

В судебном заседании истец Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что со (дата) ей присвоена третья группа инвалидности по общему заболеванию. (дата) по согласованию с руководителем ответчика она отсутствовала на рабочем месте по уважительной причине. С 29 апреля по (дата) ее трудовая книжка находилась в Управлении Пенсионного Фонда. С 04 до (дата) трудовая книжка находилась у нее на руках. В трудовую книжку нужно было внести запись об увольнении. Сделать это 7 и (дата) не было возможности, поскольку в связи с личной необходимостью она находилась в эти дни в <адрес>. (дата) она приехала к ответчику, от руководителя узнала, что им подписано ее заявление на увольнение с (дата); она принесла трудовую книжку в ОК ответчика, но работник ОК находилась в командировке, трудовую книжку у нее не приняли, запись в трудовую книжку внести было некому, расчет ей не выдали, поскольку приказ на увольнение в бухгалтерию еще не поступал. (дата) она сдала трудовую книжку в ОК, узнала, что уволена с (дата) в связи с сокращением штатов по соглашению сторон до истечения срока уведомления; но трудовую книжку с записью об увольнении ей в этот день и расчет при увольнении не выдали. Трудовую книжку выдали ей только (дата), а денежный расчет при увольнении выдали (дата). По вине ответчика она не имела возможности своевременно встать на учет в центре занятости населения, поскольку ей была задержана выдача трудовой книжки, лишена была возможности трудоустроиться и трудиться. Так как расчет при увольнении ей своевременно выдан не был, то она была по вине ответчика без средств к нормальной жизни, отчего испытывала моральные страдания, ухудшилось состояние ее здоровья, и с 15 по (дата) она находилась на стационарном лечении в больнице. В период ее работы ответчик был к ней несправедлив, ее трудовые качества не были оценены по достоинству, что усилило глубину ее моральных страданий. Просит суд, удовлетворить ее исковые требования в полном объеме, и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию за десять дней лишения возможности ее трудиться из расчета среднего заработка в сумме 6337 рублей 60 копеек, компенсацию за одиннадцать дней просрочки выплаты ей расчета при увольнении с применением ставки рефинансирования банка в сумме 19 рублей 80 копеек; денежную компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

Представители ответчика Т., Герасенков Б.Г. заявленные исковые требования признали частично на 8 рублей 40 копеек - денежная компенсация за задержку в выплате денежного расчета при увольнении за пять рабочих дней: 9, 10, 15, 16, (дата), в остальной части иск не признали, пояснив в возражения, что трудовая книжка истца с 29 апреля до (дата) находилась на руках у истца. (дата) истец возвратила ее в ОК, но сразу же ушла, не дождавшись внесения записи об увольнении. 12, 13, (дата) - выходные дни. (дата) истец не явилась в ОК за трудовой книжкой, и (дата) в адрес истцу была направлено почтовой связью уведомление о необходимости получения трудовой книжки в ОК, либо о даче согласия на направление трудовой книжки почтовой связью. Затем узнали, что истец лежит в больнице, и (дата) вручили истцу трудовую книжку в больнице. Выплатить денежный расчет при увольнении истцу с 07 по (дата) ответчик не имел реальной возможности по вине истца, поскольку в данные дни истец не работала, к ответчику не являлась. (дата) истец, сдав трудовую книжку в ОК, уехала, не дождавшись выплаты ей денежного расчета при увольнении. 12, 13, (дата) - выходные дни. (дата) истцу выплачен денежный расчет при увольнении. Морального вреда истцу ответчик не причинял, в больнице истец находилась в связи с общим заболеванием. Считают, что иск подлежит удовлетворению на 8 рублей 40 копеек, а в остальной части иск необоснованный, поэтому просят суд, в его удовлетворении отказать.

Заслушав истца, представителей ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленный иск надлежит удовлетворить частично, по следующим основаниям.

Согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Срок обращения в суд с настоящим иском, предусмотренный ст.392 ТК РФ, истцом Ф. не нарушен, так как она узнала о нарушении своего права (дата), и обратилась в Бурейский районный суд с настоящим иском (дата), то есть в течение трех месяцев со дня, когда она узнала о нарушении своего права.

Статьей 15 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным трудовым договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с Трудовым Кодексом.

Статьей 68 ТК РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Статьей 20 ТК РФ предусмотрено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Копией приказа №-П от (дата) (л.д.11), копией уведомления (л.д.12), копией трудовой книжки Ф. (л.д.13), копией характеристики (л.д.24), копией приказа №-К от (дата) (л.д.32), копией расчета среднего заработка (л.д.37), копией лицевого счета (л.д.38), доказано, что истец, как работник, и ответчик, как работодатель, в период с (дата) и по (дата) состояли в трудовых отношениях; и что истец Ф. работала у ответчика - в МУП <адрес>» в должности главного специалиста по коммерческим вопросам в структурном подразделении - группа маркетинга.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.

Статьей 140 ТК РФ предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Статьей 236 ТК РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Копией приказа №-К от (дата) (л.д.32) доказано, что Ф. уволена ответчиком с должности главного специалиста по коммерческим вопросам структурного подразделения - группа маркетинга (дата) в связи с сокращением штата работников по п.2 части первой статьи 81 ТК РФ до истечения срока уведомления по соглашению между сторонами трудового договора.

Поскольку приказ об увольнении истца ответчиком был издан (дата), то в данный день должен был быть передан в бухгалтерию для расчета и выплаты истцу всех причитающихся сумм при увольнении.

Показаниями истца, представителей ответчиков, свидетеля М. в судебном заседании доказано, что расчет при увольнении был выплачен ответчиком истцу фактически (дата).

Копией заявления Ф. от (дата) (л.д.71), показаниями истца в судебном заседании, показаниями представителей ответчика и свидетеля М. доказано, что (дата), то есть в день увольнения истец Ф. не работала, и предъявила ответчику требования о расчете при увольнении в устной форме только (дата). Поэтому в соответствии со ст. 140 ТК РФ денежный расчет при увольнении истцу ответчиком должен был быть выплачен не позднее (дата). Следовательно, доказано, что ответчиком задержана истцу выплата денежного расчета при увольнении с учетом положений ст.236 ТК РФ с 11 по (дата) включительно.

Признан несостоятельным довод представителей ответчика о том, что денежная компенсация за задержку в выплате расчета при увольнении начисляется только на рабочие дни, поскольку из смысла ст.236 ТК РФ следует, что в расчет берутся календарные дни по день выплаты расчета включительно.

Копией справки СБ РФ (л.д.30) доказано, что учетная ставка рефинансирования, утвержденная ЦБ РФ, составляет с (дата) - 7,75% годовых.

Поскольку обязанность выплаты денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплат при увольнении возникает независимо от наличия вины работодателя, то в соответствии со ст. 236 ТК РФ ответчик обязан выплатить истцу денежную компенсацию за нарушение им, как работодателем, установленного срока выплаты денежного расчета при увольнении с 11 по (дата), то есть за 8 календарных дней задержки, из расчета: 7.75% : 300 = 0,0258%; 6971 рубль 36 копеек х 0,0258% : 100 = 1 рубль 80 копеек за день задержки. С данным расчетом, произведенным истцом, представители ответчика в судебном заседании согласились. 1 рубль 80 копеек х 8 дней = 14 рублей 40 копеек. Поэтому требование истца о взыскании с ответчика в ее пользу денежной компенсации за восемь дней задержки выплаты расчета при увольнении с применением ставки рефинансирования банка в сумме 14 рублей 40 копеек обоснованное, доказанное, и его надлежит удовлетворить в данной части. В удовлетворении требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за еще три дня задержки выплаты расчета при увольнении с применением ставки рефинансирования банка в сумме 05 рублей 40 копеек надлежит истцу отказать за необоснованностью заявленного в данной части требования.

Статьей 84.1 ТК РФ предусмотрено, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

Статьей 234 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность наступает в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки.

Копией заявления Ф. от (дата) (л.д.71), показаниями истца в судебном заседании, показаниями представителей ответчика и свидетеля М. доказано, что (дата), то есть в день увольнения истец Ф. не работала, следовательно, в данный день ей невозможно было выдать трудовую книжку.

Показаниями свидетеля М., показаниями истца Ф. доказано, что в период с 07 до (дата) ответчик не направлял в адрес истца письменного уведомления с просьбой предоставить в ОК трудовую книжку для внесения в нее записи об увольнении, и с просьбой явиться к ответчику в ОК для получения трудовой книжки либо сообщить о возможности направления трудовой книжки истцу почтовой связью; что истец Ф. только (дата) привезла в отдел кадров к ответчику трудовую книжку, которая находилась у нее на руках, для внесения в нее записи об увольнении, но трудовая книжка у нее не была принята, не была внесена запись об увольнении, и не была ей выдана трудовая книжка с записью об увольнении, так как сотрудник ОК ответчика - М. в этот день находилась в служебной командировке. Поэтому суд пришел к выводу, что задержка в выдаче истцу трудовой книжки с записью об увольнении имела место не с (дата), на что ссылаются представители ответчика, а с (дата).

Показаниями свидетеля М., показаниями истца и представителей ответчиков, копией письменного уведомления и копией почтовой квитанции (л.д.70) доказано, что (дата) ответчик направил в адрес истца почтовой связью письменное уведомление о необходимости явки истца к ответчику за получением трудовой книжки либо о даче согласия на отправку трудовой книжки почтовой связью.

Показаниями свидетеля М., показаниями истца и представителей ответчиков, доказано, что по трудовому договору у истца была пятидневная рабочая неделя, что суббота и воскресенье были выходными днями.

Истец не предоставила суду доказательств, подтверждающих, что она имела реальную возможность устроиться на работу к другому работодателю, у которого 12, 13, (дата) были бы рабочими днями, и что по причине задержки ответчиком выдачи ей трудовой книжки она реально лишилась возможности трудиться 12, 13, (дата) у другого работодателя.

Поэтому в соответствии со ст.84.1 ТК РФ задержка в выдаче трудовой книжки истцу имела место по вине ответчика только с 09 по (дата) включительно и (дата), то есть четыре рабочих дня. Следовательно, в соответствии со ст.84.1 и 234 ТК РФ ответчик обязан возместить истцу неполученный ею заработок за период задержки выдачи ей по вине ответчика трудовой книжки, то есть за незаконное лишение ее возможности трудиться в течение четырех рабочих дней, в сумме 2535 рублей 04 копейки, из расчета: 633 рубля 76 копеек среднедневной заработной платы истца х 4 дня = 2535 рублей 04 копейки. С данным расчетом, произведенным истцом, представители ответчика в судебном заседании согласились. Поэтому требование истца о взыскании компенсации за четыре дня лишения возможности трудиться из расчета среднего заработка в сумме 2535 рублей 04 копейки обоснованное, доказанное, и его надлежит удовлетворить в данной части. В удовлетворении требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за шесть дней лишения возможности трудиться из расчета среднего заработка в сумме 3802 рубля 56 копеек надлежит истцу отказать за необоснованностью заявленного в данной части требования.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В нарушение ст.140, 84.1 ТК РФ ответчик своевременно не выдал истцу трудовую книжку при увольнении и не произвел выплату денежного расчета при увольнении, задержав выдачу трудовой книжки на четыре рабочих дня и задержав выплату расчета при увольнении на восемь календарных дней. Поэтому по вине ответчика истец Ф. в течении четырех рабочих дней была лишена возможности трудиться, в течение восьми календарных дней не имела средств к жизни, отчего испытывала нравственные страдания, у нее обострилось общее заболевание и с (дата) она проходила стационарное лечение в больнице, что подтверждено показаниями истца, представителей ответчика и свидетеля М., поэтому по вине ответчика истцу был причинен моральный вред. В соответствии со ст.237 ТК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать денежную компенсацию морального вреда.

При определении размера денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает: характер и глубину нравственных страданий истца с учетом состояния ее здоровья, инвалидности третьей группы - фактическое отсутствие у истца в течение восьми календарных дней средств к жизни из-за несвоевременно выплаты расчета при увольнении и лишение возможности трудиться в течение четырех рабочих дней; длительность ее страданий, требования разумности и справедливости, и определяет размер денежной компенсации морального вреда, подлежащий возмещению истцу, в 2000 рублей. Поэтому во взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда с ответчика в остальной части - в размере 98000 рублей надлежит отказать за необоснованностью, учитывая, что заявленный истцом размер денежной компенсации морального вреда явно завышен, не соответствует требованиям разумности и справедливости.

Учитывая, что истец Ф. освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с данным иском в суд, а ответчик не освобожден от уплаты судебных расходов, то в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.61.1 БК РФ, с учетом требований главы 25.3 НК РФ, с ответчика в доход бюджета Бурейского муниципального района надлежит взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований: из суммы взыскания 2549 рублей 44 копеек - 400 рублей; из денежной компенсации морального вреда - 4000 рублей; в общем размере 4400 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ф. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального Унитарного Предприятия <адрес>» в пользу Ф. компенсацию за четыре дня лишения возможности трудиться из расчета среднего заработка в сумме 2535 рублей 04 копейки, денежную компенсацию за восемь дней задержки выплаты расчета при увольнении с применением ставки рефинансирования банкав сумме 14 рублей 40 копеек; денежную компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, а всего в сумме 4549 (Четыре тысячи пятьсот сорок девять) рублей 44 копейки.

Взыскать с Муниципального Унитарного Предприятия <адрес>» в доход бюджета Бурейского муниципального района государственную пошлину в размере 4400 (Четыре тысячи четыреста) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.

Председательствующий судья: (подпись)

Мотивированное решение составлено 30 сентября 2010 года.

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Т.Ю. Чигарева