Дело № 2-297/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.Новобурейский «27» июня 2011 года Бурейский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Шевчик Л.В. при секретаре Ивачевой Е.В., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А. представителя ответчика М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бурейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области о возложении обязанности подать заявление о постановке трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ по <адрес> на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бурейского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области о возложении обязанности на администрацию Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области подать заявление о постановке трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ по <адрес> на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. В обоснование заявленных требований, прокурор в заявлении указал следующее: На территории <адрес> расположена трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ, которые в настоящее время не имеет собственника. Согласно информации, поступившей из филиала «Амурские электрические сети» СП «Восточные электрические сети» ОАО «ДРСК» трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ., расположенные по <адрес> собственностью ОАО «ДРСК» не являются. В соответствии с информацией, поступившей из администрации Бурейского района трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ., расположенные по <адрес> в реестре муниципального имущества Бурейского района не числятся. В соответствии с информацией, поступившей из администрации Алексеевского сельсовета трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ., расположенные по <адрес> являются бесхозяйными объектами. До настоящего времени вопрос о принятии трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ в собственность администрацией Алексеевского сельсовета не решен. Проверкой проведенной прокуратурой Бурейского района установлено, что трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ являются бесхозяйнымиобъектами недвижимого имущества и в связи с этим в настоящее время никем не осуществляются мероприятия по поддержанию их безопасности, в связи с чем существует угроза разрушения, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность, т.е. на такие его свойства, которые позволяют обеспечивать защиту их жизни, здоровья и законных интересов, окружающей среды и хозяйственных объектов. Кроме того, в результате бездействия администрации Алексеевского сельсовета, нарушаются интересы муниципального образования в целом, так как использование трансформаторной подстанции и электрических сетей позволит увеличить доходную часть бюджета Алексеевского муниципального образования. В соответствии с ч.1 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Согласно ч.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов помимо прочего относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; - доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; Как установлено ч.5 ст.41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. В соответствии со ст.42 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, помимо прочего относятся: - доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; - средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление; - другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Трансформаторная подстанция и электрические сети не имеют собственника и в соответствии со ст.225 ГК РФ является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Частью 3 ст.225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок принятия объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность установлен ст.225 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных вещей». Постановка трансформаторной подстанции и электрических сетей на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а в дальнейшем признание на них права муниципальной собственности позволит в дальнейшем решать вопросы местного значения, кроме того, позволит использовать его для извлечения прибыли в бюджет Алексеевского муниципального образования. Прокурор Бурейского района в интересах неопределенного круга лицпросил возложить обязанность на Администрацию Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области подать заявление о постановке трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ по <адрес> на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. В судебном заседании старший помощник прокурора Бурейского района Щуко Н.А. заявленные требования прокурора поддержала, в обоснование привела те же доводы, что и в заявлении. Пояснила, чтотрансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ., расположенные по <адрес> в реестре муниципального имущества Бурейского района не числятся. В соответствии с информацией, поступившей из администрации Алексеевского сельсовета трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ., расположенные по <адрес> являются бесхозяйными объектами. До настоящего времени вопрос о принятии трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ в собственность администрацией Алексеевского сельсовета не решен и никем не осуществляются мероприятия по поддержанию безопасности трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ, в связи с чем существует угроза разрушения, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность, т.е. на такие его свойства, которые позволяют обеспечивать защиту их жизни, здоровья и законных интересов, окружающей среды и хозяйственных объектов. Постановка трансформаторной подстанции и электрических сетей на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а в дальнейшем признание на них права муниципальной собственности позволит в дальнейшем решать вопросы местного значения, кроме того, позволит использовать его для извлечения прибыли в бюджет Алексеевского муниципального образования. Просила суд требования прокурора удовлетворить, возложить обязанность подать заявление о постановке трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ по <адрес>, на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. Представитель ответчика - Глава Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области М. признал заявленные прокурором требования. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Согласно ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица - Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания. Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора обоснованное, его надлежит удовлетворить, по следующим основаниям. Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что до настоящего времени вопрос о принятии трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ в собственность администрацией Алексеевского сельсовета не решен, и в связи с тем, что данные объекты могут представлять опасность ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием и безопасностью, что речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц, предъявление данного иска преследует цель предупреждения возникновения вреда неопределенному кругу лиц, то по убеждению суда, прокурор Бурейского района имел право в порядке ст.45 ГПК РФ обратиться с настоящим заявлением в суд. Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом. Статья 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок принятия объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность установлен статьей 225 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных вещей». Пунктом 4 статьи 14 Федерального Закона № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Статьей 82 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений. Согласно ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду кроме прочих подлежат муниципальные образования. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. В соответствии с разделом 1. «Организация эксплуатации электроустановок», главой 1.1. «Общие требования» Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6) правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан -владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Согласно п. 1.2.2. 1.2.1. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6) потребитель обязан обеспечить: - содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); - надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; Исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: сообщением Главы администрации Бурейского района от 18.04.2011 года прокурору Бурейского района (л.д. 7), сообщением заместителя директора по производству и.о. руководителя филиала «Амурские электрические сети» СП «Восточные электрические сети» ОАО «ДРСК» от 10 июня 2011 года (л.д.8), письменным ответом Главы Алексеевского сельсовета от 14 марта 2011 года на требование прокурора Бурейского района (л.д.9) и его пояснениями в судебном заседании достоверно подтверждено, что на территории села Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области расположена трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ, которые не имеют собственника, не являются собственностью ОАО «ДРСК», не числятся в реестре муниципального имущества Бурейского района, то есть являются бесхозяйными объектами. Судом также достоверно установлено, что до настоящего времени вопрос о принятии трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ в собственность администрацией Алексеевского сельсовета не решен, что в настоящее время никем не осуществляются мероприятия по поддержанию безопасности трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ, в связи с чем существует угроза разрушения, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность, то есть на такие его свойства, которые позволяют обеспечивать защиту их жизни, здоровья и законных интересов, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Учитывая, что трансформаторная подстанция и электрические сети 0,4 кВ, расположены на территории села Алексеевка, что данные объекты относятся к потенциально опасным объектам, повреждения которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, что в настоящее время никем не осуществляются мероприятия по поддержанию безопасности данных объектов, в связи с чем существует угроза разрушения, и в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения поселения, то есть к администрации Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области (п.4 ч.1 ст.14). Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных требований. С учетом требований ст. 225 ГК РФ и постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», учитывая, что ответчик - администрация Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области не подало заявления о постановке на учет трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, с учетом признания ответчиком заявленных требований, и принятия судом признания иска, суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора в целях решения вопросов безопасности трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ, и неопределенного круга лиц. Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление прокурора Бурейского района удовлетворить. Возложить обязанность на администрацию Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области подать заявление о постановке трансформаторной подстанции и электрических сетей 0,4 кВ, по <адрес> на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Амурский областной суд через Бурейский районный суд. Председательствующий судья: (подпись) Копия верна: Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик