Дело № 2 –476/11 16 ноября 2011 года п. Новобурейский Бурейский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи: Спиридонова Е.А., при секретаре Шороховой О.П., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А., представителя ответчика – главы Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурейского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц (в порядке ст.45, 254 ГПК РФ) к Администрации Виноградовского сельсовета с.Виноградовка Бурейского района Амурской области о признании незаконным бездействия, в части не принятия мер по установке резервного источника энергоснабжения на котельной с.Виноградовка, возложении на ответчика обязанности установить резервный источник энергоснабжения на котельной с.Виноградовка в срок до 01 января 2012 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бурейского района Амурской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, с заявлением о признании незаконным бездействия, в части не принятия мер по установке резервного источника энергоснабжения на котельной с.Виноградовка, возложении на ответчика обязанности установить резервный источник энергоснабжения на котельной с.Виноградовка в срок до 01 января 2012 года. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее: Прокуратурой Бурейского района проведена проверка обеспеченности котельной Виноградовского сельсовета резервным источниками энергоснабжения. В ходе проверки установлено, что на территории Виноградовского сельсовета имеется одна котельная, которая не обеспечена резервными источниками энергоснабжения. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения помимо прочего относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Как установлено ч.2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: - осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; - осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В соответствии с п.1.2.18 Правил устройства электроустановок (утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204) в отношении обеспечения надёжности электроснабжения, электроприёмники разделяются на следующие три категории. Электроприёмники первой категории – электроприёмники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Исходя из смысла Правил, котельные относятся к электроприемникам первой категории, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства. Согласно п.1.2.19 Правил устройства электроустановок (утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204), электроприёмники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. При этом в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприёмников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Исходя из изложенного, обязанность по обеспечению котельной резервными источниками электроснабжения на территории Виноградовского сельсовета возложена на администрацию Виноградовского сельсовета. Не обеспечение котельной резервным источником электроснабжения может привести к ограничению (прекращению) предоставления коммунальной услуги «отопление» неопределённому кругу лиц. Просил признать незаконными бездействия Администрации Виноградовского сельсовета, в части не принятия мер по установке резервного источника энергоснабжения на котельной с.Виноградовка. Обязать администрацию Виноградовского сельсовета установить резервный источник энергоснабжения на котельной с.Родионовка в срок до 01 января 2012 года. В судебном заседании старший помощник прокурора Бурейского района Щуко Н.А. заявление поддержала, требования уточнила. Просит признать незаконными бездействия Администрации Виноградовского сельсовета, в части не принятия мер по установке резервного источника энергоснабжения на котельной с.Виноградовка. Обязать администрацию Виноградовского сельсовета установить резервный источник энергоснабжения на котельной с. Виноградовка в срок до 01 августа 2012 года. Представитель ответчика В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска ответчиком и принятия его судом, в соответствии со ст.173 ГПК РФ понятны. Заслушав стороны, изучив материалы дела, и принимая во внимание признание иска ответчиком, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором Бурейского района требования законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций. Из пункта 4 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно ст.1 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии с п.2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе, осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктом 113 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии» № 530 от 31.08.2006 г. в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категории надёжности снабжения потребителя электрической энергией (далее – категория надёжности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надёжности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Первой категорией надёжности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надёжности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнении потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. Из положений пункта 1.2.18 Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» следует, что в отношении обеспечения надёжности электроснабжения электроприёмники разделяются на три категории. При этом электроприемники первой категории – это электроприёмники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприёмников первой категории выделяется особая группа электроприёмников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприёмники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Для электроснабжения особой группы электроприёмников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания. В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприёмников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприёмников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путём установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения. Электроснабжение электроприёмников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются требования, определяемые особенностями технологического процесса. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Из предоставленной Администрацией Бурейского района информации об обеспеченности котельных, расположенных на территории Бурейского района резервными источниками электроснабжения на 05.09.2011 года следует, что котельная в с.Виноградовка резервных источников электроснабжения не имеет. Согласно Акта приёма-передачи имущества, из муниципальной собственности Бурейского района в муниципальную собственность поселения Виноградовского сельсовета на основании Постановления Правительства Амурской области от 31.12.2009 года № 653, передана котельная в селе Виноградовка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии» № 530 от 31.08.2006 г. обязанность по обеспечению электроприёмников первой категории, к которым относятся котельные, резервными источниками энергоснабжения установлена с 2006 года. В судебном заседании установлено, что в собственности администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области котельная находится с 2009 года. Однако, став собственником указанной котельной, администрация Виноградовского сельсовета не предприняла надлежащих мер по обеспечению котельной резервным источником энергоснабжения. С учётом данных обстоятельств, суд пришёл к выводу о том, что заявление прокурора является обоснованным, поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, администрация Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области бездействует в части обеспечения установки резервного источника энергоснабжения на котельной в селе Виноградовского и данное бездействие является незаконным. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных требований. Учитывая, что судом достоверно установлено, что бездействие ответчика – Администрации Виноградовского сельсовета в части обеспечения установки резервных источников энергоснабжения на котельной в селе Виноградовка незаконно, а также с учетом того, что ответчик иск признал и суд принимает данное признание иска, так как волеизъявление ответчика не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, требования заявителя Прокурора Бурейского района надлежит удовлетворить, и возложить обязанность устранить нарушение закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 -199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Заявление прокурора Бурейского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области в части не принятия мер по установке резервного источника энергоснабжения на котельной в селе Виноградовка. Обязать Администрацию Виноградовского сельсовета установить резервный источник энергоснабжения на котельной с. Виноградовка в срок до 01 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения. Председательствующий (подпись) Копия верна: Судья Бурейского районного суда Е.А.Спиридонов