Дело № 5-18/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И
«30» июля 2010 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи: Бондаревой Н.С.
при секретаре: Власенко А.А
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 20. 4 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального учреждения Отдел культуры и архивного дела Администрации ..., юридический адрес ..., Россия, Амурская область, ..., зарегистрировано в Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Амурской области номер регистрационного свидетельства серия (номер), юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности, представитель юридического лица - В.,
У С Т А Н О В И Л :
(дата) года в 16 часов 45 минут в ... Амурской области юридическим лицом - Муниципальным учреждением Отдел культуры и архивного дела Администрации ... в лице уполномоченного В. в здании ... библиотеки, расположенной по ... допущены нарушения норм и правил пожарной безопасности.
По результатам проверки были обнаружены следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), требований пожарной безопасности в Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123), нормы пожарной безопасности (НПБ) 110-03 (Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией), НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», ГОСТ Р 12.2.143- 2002 «Системы фотолюминесцентные
эвакуационные», Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Своды правил (СП) 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», Правила эксплуатации электроустановок и электропотребителей (ПТЭЭП),
а именно:
- на окнах помещений первого и второго этажа здания установлены глухие металлические решётки (п.40 ППБ 01-03);
планы эвакуации людей на случай возникновения пожара, вывешенные на 1-ом и 2-м этажах здания центральной районной библиотеки не соответствуют ГОСТу Р 12.2.143-2001(п.4.6.1 ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»);
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре во всех помещениях здания ЦРМБ ((п.4,п.5 НПБ 104-03), (ст.84 п.1; ст.91 п.1, п.2 ФЗ-123));
не произведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, смонтированного на 1-ом и 2-ом этаже здания библиотеки (п.89 ППБ 01-03);
не произведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования ((п.57 ППБ 01-03), (п.2.12.17 ПТЭЭП));
отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации в кабинете директора ((п.4 НПБ 110-03), (ст.54 п.1,п.2; ст.83 п.1; ст.91 п.1,п.2; ст.103 ФЗ № 103));
помещения гаража и помещения библиотеки не выгорожено противопожарной преградой ограждающей помещения различных классов функциональной опасности ((п.7.4 СНиП 21-01-97), (ст.89 п.9 ФЗ № 123));
допущено применение (эксплуатация) на пути эвакуации в коридоре на втором этаже горючего линолеума не имеющего соответствующего сертификата в области пожарной безопасности ((п.53 ППБ 01-03), (п.6.25 СНиП 21-01-97), (ст.52 п.п.5,6 ФЗ № 123), (ст.57 п.1 ФЗ № 123), (ст.58 п.п.1,2 ФЗ № 123), (ст.134 п.6 ФЗ № 123);
не заключен договор на техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализацией и не составлен годовой план график их обслуживания (п.96 ППБ 01-03);
автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС), смонтированная в здании библиотеки находится в неисправном состоянии (извещатели и шлейфы оторваны от потолочного перекрытия, система имеет провисы) (п.98 ППБ 01-03);
АУПС в здании и помещениях библиотеки выполнена тепловыми извещателями вместо дымовых (п.3 НПБ 110-03);
допускается применение под лестничным маршем со 20го этажа на 1-й декоративной обшивки деревянными рейками, имеющими разную степень огнестойкости с основным зданием ((ст.52 п.6 ФЗ № 123, ст.58 п.1 ФЗ № 123, ст.87 п.2 ФЗ № 123), (п.36 ППБ 01-03)).
Данные нарушения противопожарных норм создают угрозу жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу.
(дата) года государственным инспектором ... по пожарному надзору А. составлен протокол (номер) в отношении юридического лица Муниципального учреждения -отдела культуры и архивного дела Администрации ... об административном правонарушении по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.
В судебном заседании государственный инспектор ... по пожарному надзору А. пояснил, что (дата) года в ходе проверки Муниципального учреждения Отдела культуры и архивного дела Администрации ... - здании ... библиотеки, расположенного по ... им выявлены серьезные нарушения требований Правил пожарной безопасности, о чем составлен протокол об административном правонарушении юридического лица по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и протокол (номер) о временном запрете деятельности юридического лица.
Данные нарушения противопожарных норм создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании в случае возникновения пожара.
С учетом общественной опасности совершенного правонарушения просит назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток.
Представитель юридического лица В. вину юридического лица по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ признала в полном объеме, пояснив, что действительно все те нарушения, которые указаны в протоколе об административном правонарушении, имели место, о чем им было доложено вышестоящему руководству. В указанное время библиотека работать не будет.
Поскольку для устранения нарушений требуются большие материальные затраты, согласна на приостановление деятельности районного дома культуры сроком на девяносто суток.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, доказана в полном объеме.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Из смысла ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения также организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами
установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (1ШБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313; Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных
приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315; Нормах пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 год № 323.
Пунктом 1 ППБ 01-03 определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке ( п.40 ППБ 01-03); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий 5 степени огнестойкости) (п.53 ППБ 01-03).
Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 в РФ наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. (ч.1 ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает доказанным факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доказательствами, подтверждающими совершение учреждением административного правонарушения являются протокол об административном правонарушении юридического лица по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и протокол (номер) о временном запрете деятельности юридического лица, протокол осмотра здания центральной районной библиотеки с фототаблицами от (дата) года, из которых следует, что МУ Отдел культуры и архивного дела Администрации ... - ... библиотекой нарушены требования пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123), нормами пожарной безопасности (НПБ) 110-03 (Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией), НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», ГОСТ Р 12.2.143- 2002 «Системы фото люминесцентные эвакуационные», Строительными нормами и правилами (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Своды правил (СП) 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», Правила эксплуатации электроустановок и электропотребителей (ПТЭЭП),
В силу ст. 2.1 КоАП РФ, суд считает, что вина МУ Отдела культуры и архивного дела Администрации ... в совершении административного правонарушения, за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ доказана административным органом в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных норм по борьбе с огнем.
Доводы представителя правонарушителя В. о том, что денежные средства на приобретение материалов пожарной безопасности не выделяются, не состоятелен, поскольку данное юридическое лицо обязано соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и предпринять все меры для устранения нарушений, за которые кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сам по себе факт обращения учреждения к органу местного самоуправления с просьбой выделить средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности не свидетельствует о принятии руководителем МУ всех необходимых мер для решения вопроса о надлежащем финансировании муниципальным образованием мероприятий противопожарной безопасности.
Отсутствие (недостаточность) финансирования, не включение в смету учреждения расходов на принятие мер противопожарной безопасности, не исключает вину юридического лица в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Тяжесть допущенного юридическим лицом правонарушения не позволяет применить к нему минимальную меру наказания в виде
предупреждения, поскольку в данном случае речь идет об охране жизни и здоровья людей.
Правонарушение по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является общественно опасным, поскольку оно создает угрозу для жизни и здоровья людей, то есть нарушает интересы граждан и государства.
Учитывая, что в настоящий момент со стороны руководства правонарушителя не предприняты меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд считает необходимым назначить юридическому лицу МУ Отдел культуры и архивного дела Администрации ..., расположенному по ...
п. Новобурейский наказание в виде приостановления деятельности здания ... библиотеки, расположенного по ..., находящегося в оперативном управлении МУ Отдела культуры и архивного дела администрации ....
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица и обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
При назначении наказания юридическому лицу МУ Отдел культуры и архивного дела администрации ... за совершенное административное правонарушение по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного правонарушения, а именно, что данное правонарушение является общественно-опасным, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, нарушающим интересы граждан и государства, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, учитывая специфику деятельности, для которого используется помещение -места массового скопления граждан, количество и опасность выявленных нарушений, что ранее данное юридическое лицо привлекалось к административной ответственности в январе 2010 года по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ по другому объекту, и приходит к выводу, что юридическому лицу надлежит назначить максимальный срок наказания, предусмотренный санкцией статьи 20.4 ч.1 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности здания ... библиотеки, расположенного по ..., находящегося в оперативном управлении МУ Отдела культуры и архивного дела администрации ....,
На основании изложенного, руководствуясь ст. 20.4 ч.1, ст. 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Юридическое лицо Муниципальное учреждение Отдел культуры и архивного дела Администрации ..., номер регистрационного свидетельства серия (номер), зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Амурской области, юридический адрес ..., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности здания ... библиотеки, расположенного по ..., находящегося в оперативном управлении МУ Отдел культуры и архивного дела Администрации ... сроком на девяносто суток.
Зачесть в срок приостановления деятельности здания ... библиотеки временный запрет деятельности с (дата) года по (дата) года.
Разъяснить представителю юридического лица, что в соответствии с ч.3 ст.3.12 КоАП РФ, на основании ходатайства лица, судья досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.
Судья Бурейского районного суда: (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Н.С.Бондарева