нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-1/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 января 2010 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области

в составе:

председательствующего судьи: Бондаревой Н.С.

при секретаре: Матюшонок Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 20. 4 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального учреждения Отдел культуры и архивного дела Администрации Бурейского района номер регистрационного свидетельства серия (номер), зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Амурской области, юридический адрес ..., юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности, представитель юридического лица -Г.,

У С Т А Н О В И Л :

(дата) года в 16 часов в ..., ..., Амурской области юридическим лицом - Муниципальным учреждением Отдел культуры и архивного дела Администрации ... в лице начальника учреждения Г. в здании районного дома культуры, расположенного по ... допущены нарушения норм и правил пожарной безопасности.

По результатам проверки были обнаружены следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), требований пожарной безопасности в Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123), норм пожарной безопасности (НПБ) 110-03 (Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией), НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», ГОСТ Р 12.2.14302002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные», Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно:

- во всех помещениях здания районного дома культуры, за исключением помещений музея, отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации ((п. 4, табл. 1 п.9 НПБ 110-03), (ст.54 п.1, п.2; ст.83 п.1; ст.91 п.1, п.2; ст. 103 ФЗ №123));

- во всех помещениях здания районного дома культуры, за исключением помещений музея, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ((п. 4, п.5 НПБ 104 -03), (ст.84 п.1; ст.91 п.1, п.2 ФЗ-123);

- не согласованы планы эвакуации людей на случай возникновения пожара,
вывешенные на 1-ми 2-м этажах здания районного дома культуры с подразделением государственной противопожарной службой (п.4.6.1 ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»);

- пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода, смонтированного на втором этаже в левой части здания на лестничной площадке на пути к запасному эвакуационному выходу не укомплектовано рукавом и стволом (находится в неисправном состоянии) (п.89, п.91 ППБ 01-03);

- в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода (ПК) № 1, № 3 рукава не подсоединены к пожарному крану (п.91 ППБ 01-03);

- дверь чердачного помещения не закрыта на замок и нет информации о месте нахождения ключа (п.44 ППБ 01-03);

- допускается нарушение противопожарного режима (на пути запасного
эвакуационного выхода на лестничном марше усматриваются бычки от сигарет) (п. 15 ППБ 01-03);

- на окнах помещений первого этажа установлены глухие металлические решётки (п.40 ППБ 01-03);

- не закрыты защитными крышками электрораспределительные коробки,
смонтированные в помещении кабинета по кадрам, в помещении фотолаборатории (п.57 ППБ 01-03);

- допускается к эксплуатации повреждённая розетка, смонтированная в
помещении фотолаборатории, а также плохо закреплён выключатель,
смонтированный в коридоре первого этажа возле помещения санузла (п.60 ППБ 01- 03);

- не заизолированы оголённые участки электропроводки, проложенной в
помещении фотолаборатории, помещении кабинета по кадрам (п.57, п.60 ППБ 01-03);

- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции стропильной системы чердачного помещения крыши здания РДК, а также деревянные конструкции, которыми обшито снаружи и изнутри кружковое помещение на пути эвакуации в коридоре на 1-м этаже ((п.36, п.53 ППБ 01-03), (ст.52 п.5, п.6 ФЗ № 123), (ст.57 п.1 ФЗ № 123), (ст.58 п.1, п.2 ФЗ № 123), (ст.87 п.2 ФЗ № 123), (ст. 134 п.1,п.6ФЗ№123);

- допускается расположение горючих материалов в помещении электрощитовой (п.60 ППБ 01-03);

- дверь, ведущая к запасному эвакуационному выходу, осуществляемому через помещение вахты имеет ширину 0,62 м., которая открывается не по направлению выхода из здания, а также на пути к этому выходу допускается размещение горючего мусора (ящики, коробки) ((п.6.27 СНиП 21-01-97*), (п.52, п.53 ППБ 01-03));

- в зрительном зале, расположенном на втором этаже здания Районного дома культуры отсутствует автоматическая установка пожаротушения (Таблица 3 п.30 НПБ 110-03);

- помещения электрощитовой не выгорожено противопожарной преградой
ограждающей помещения различных классов функциональной опасности (п.7.4 СНиП 21-01-97*).

Данные нарушения противопожарных норм создают угрозу жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу.

(дата) года главным государственным инспектором ... по пожарному надзору Г.Л.И. составлен протокол (номер) в отношении юридического лица Муниципального учреждения -отдела культуры и архивного дела Администрации ... об административном правонарушении по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.

Представитель Государственной противопожарной службы Г.Л.И. в судебном заседании пояснила, что (дата) года в ходе проверки Муниципального учреждения Отдела культуры и архивного дела Администрации ..., расположенного по ... ею выявлены серьезные нарушения требований Правил пожарной безопасности, о чем составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Данные нарушения противопожарных норм создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании в случае возникновения пожара.

С учетом общественной опасности совершенного правонарушения просит назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 40 суток.

Представитель юридического лица Г. вину юридического лица по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ признал в полном объеме, пояснив, что действительно все те нарушения, которые указаны в протоколе об административном правонарушении, имели место, о чем им было доложено вышестоящему руководству.

Поскольку для устранения нарушений требуются большие материальные затраты, согласен на приостановление деятельности районного дома культуры сроком до 01 марта 2010 года.

Представитель Администрации ... - начальник комитета по управлению муниципальным имуществом С. суду пояснила, что здание районного дома культуры, расположенное по ... находится в оперативном управлении МУ Отдела культуры и архивного дела Администрации ..., которое является также балансодержателем и ответственность за пожарную безопасность несет его руководитель.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, доказана в полном объеме.

В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 года № 69 - ФЗ « О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Из смысла ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения также организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации

(ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313; Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315; Нормах пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 год № 323.

Пунктом 1 ППБ 01-03 определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке

( п.40 ППБ 01-03); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий 5 степени огнестойкости) (п.53 ППБ 01-03).

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ 01-03).

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 в РФ наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. (ч.1 ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает доказанным факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доказательствами, подтверждающими совершение учреждением административного правонарушения являются акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от (дата) года (номер) и протокол об административном правонарушении требований пожарной безопасности от (дата) года (номер), из которых следует, что МУ Отдел культуры и архивного дела Администрации ... нарушены требования пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123), нормами пожарной безопасности (НПБ) 110-03 (Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией), НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», ГОСТ Р 12.2.14302002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные», Строительными нормами и правилами (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В силу ст. 2.1 КоАП РФ, суд считает, что вина МУ Отдела культуры и архивного дела Администрации ... в совершении административного правонарушения, за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ доказана административным органом в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных норм по борьбе с огнем.

Довод представителя правонарушителя Г. А. о том, что денежные средства на приобретение материалов пожарной безопасности не выделяются, не состоятелен, поскольку данное юридическое лицо обязано соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и предпринять все меры для устранения нарушений, за которые кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Сам по себе факт обращения учреждения к органу местного самоуправления с просьбой выделить средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности не свидетельствует о принятии руководителем МУ всех необходимых мер для решения вопроса о надлежащем финансировании муниципальным образованием мероприятий противопожарной безопасности.

Отсутствие (недостаточность) финансирования, не включение в смету учреждения расходов на принятие мер противопожарной безопасности, не исключает вину юридического лица в несоблюдении правил пожарной безопасности.

Тяжесть допущенного юридическим лицом правонарушения не позволяет применить к нему минимальную меру наказания в виде предупреждения, поскольку в данном случае речь идет об охране жизни и здоровья людей.

Правонарушение по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является общественно опасным, поскольку оно создает угрозу для жизни и здоровья людей, т.е. нарушает интересы граждан и государства.

Учитывая, что в настоящий момент со стороны руководства правонарушителя не предприняты меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд считает необходимым назначить юридическому лицу МУ Отдел культуры и архивного дела Администрации ..., расположенному по ... наказание в виде приостановления деятельности здания районного дома культуры, расположенного по ..., находящегося в оперативном управлении МУ Отдела культуры и архивного дела администрации ....

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица суд признает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица судом не установлено.

При назначении наказания юридическому лицу за совершенное административное правонарушение по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного правонарушения, а именно, что данное правонарушение является общественно-опасным, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, нарушающим интересы граждан и государства, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, учитывая специфику деятельности, для которого используется помещение - места массового скопления граждан, количество и опасность выявленных нарушений, и приходит к выводу, что юридическому лицу надлежит назначить наказание в виде административного приостановления деятельности здания районного дома культуры, расположенного по ..., находящегося в оперативном управлении МУ Отдела культуры и архивного дела администрации ....

На основании изложенного, руководствуясь ст. 20.4 ч.1, ст. 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Юридическое лицо Муниципальное учреждение Отдел культуры и архивного дела Администрации ..., номер регистрационного свидетельства серия (номер), зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Амурской области, юридический адрес ..., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности здания районного дома культуры, расположенного по ... ..., находящегося в оперативном управлении МУ Отдел культуры и архивного дела Администрации ... сроком на 45 суток.

Зачесть в срок приостановления деятельности здания районного дома культуры временный запрет деятельности с (дата) года по (дата) года.

Разъяснить представителю юридического лица, что в соответствии с ч.3 ст.3.12 КоАП РФ, на основании ходатайства лица, судья досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.

Судья Бурейского районного суда: (подпись)

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Н.С. Бондарева