Дело № 2-410/2010 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2010 года. с. Бураево, ул. Ленина-102
Бураевский районный суд РБ в составе:
председательствующего судьи - Гумеровой Г.М.,
с участием заместителя прокурора Бураевского района РБ – Юсупова Н.А.,
при секретаре Ахмадиевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бураевского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лица о признании бездействия МОБУ Гимназия № 2 муниципального района Бураевский район РБ незаконным и об устранении нарушений природоохранного законодательства,
установил:
Прокурор Бураевского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лица о признании бездействия МОБУ Гимназия № 2 муниципального района Бураевский район РБ незаконным и об устранении нарушений природоохранного законодательства, мотивируя тем, что МОБУ Гимназия № 2 осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух: имеется закрытая (гараж) и открытая стоянки автотранспорта, автотранспорт (ВАЗ-21099, 210100, МТЗ-50). Проведенной проверкой установлено более 3 наименований загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу: оксид углерода, оксид азота, бензин нефтяной. Отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2009-2010 год отсутствует, плата не внесена, платежное поручение не представлено.
По результатам проверки был составлен соответствующий акт проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В судебном заседании заместитель прокурора района Юсупов Н.А. заявление поддержал и показал, что МОБУ Гимназия № 2 муниципального района Бураевский район РБ обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан.
Ответчик директор МОБУ Гимназия № 2 – Зиганшина И.Ф. заявление признал и показал, что разрабатывается проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и он будет направлен на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан.
Выслушав показания сторон, изучив материалы дела, суд принимает признание заявления ответчиком, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В связи с тем, что у ответчика отсутствует разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 255 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Бураевского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лица о признании бездействия МОБУ Гимназия № 2 муниципального района Бураевский район РБ незаконным и об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.
Признать бездействие МОБУ Гимназия № 2 муниципального района Бураевский район РБ незаконным.
Обязать МОБУ Гимназия № 2 муниципального района Бураевский район РБ разработать проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РБ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья районного суда: подпись
Копия верна: Г.М. Гумерова
Решение вступило в законную силу 17.09.2010 года.