Решение по иску о признании незаконным отказа в установлении досрочной пенсии



№ 2-658/2010

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

22 декабря 2010 года с. Бураево

Бураевский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Манапова О.А.,

при секретаре Ахмадиевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тагировой Р.М. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии,

установил:

Тагирова Р.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии по следующим основаниям.

Тагирова Р.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в Бураевском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что она с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения за назначением пенсии - ДД.ММ.ГГГГ занимается педагогической деятельностью, имеет стаж педагогической работы более 25 лет, однако решением УПФ РФ в Бураевском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано.

В своем решении причину отказа для назначения ей пенсии ответчик мотивировал отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Стаж педагогической деятельности, исчисленный УПФ РФ в Бураевском районе РБ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 год 1 месяц 29 дней при наличии общего стажа работы 26 лет 10 месяцев 29 дней.

В стаж педагогической деятельности не зачтены следующие периоды трудовой деятельности:

- учеба в <данные изъяты> техникуме физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- работа тренером детской спортивной юношеской школы колхоза им. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- работа руководителем кружка центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащихся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- работа педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников села <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Тагирова Р.М. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель истца Зиннатуллина Ф.В., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, суду пояснила, что УПФ РФ в Бураевском районе РБ незаконно не зачтены в срок педагогической деятельности истца время учебы в педагогическом учебном заведении, а также периоды трудовой деятельности на должностях тренера детской спортивной юношеской школы, руководителя кружка центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащихся, педагога дополнительного образования Дома пионеров и школьников, период нахождение на курсах повышения квалификации.

Представитель ответчика - УПФ РФ в Бураевском районе РБ Аглямова Ф.З., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что указанные периоды деятельности истца не предусмотрены Правилами исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 закона № 173-ФЗ. На основании изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица – МУ «Отдел образования администрации муниципального района Бураевский район РБ» Камильянов Р. М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Свидетель ФИО8 пояснил суду, что с ДД.ММ.ГГГГ года работал директором детской юношеской спортивной школы колхоза им. <адрес>. Тагирова Р.М. работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года в качестве тренера-преподавателя по лыжным гонкам. Ее воспитанники участвовали на республиканских и всероссийских соревнованиях. Считает, что деятельность Тагировой Р.М. в <данные изъяты> являлась преподавательской.

Свидетель ФИО9 пояснил суду, что он работал в <данные изъяты> колхоза им. <данные изъяты> тренером. Тагирова Р.М. начала работать в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года сразу после учебы в качестве тренера-преподавателя по лыжным гонкам. В дальнейшем секция лыжных гонок стала называться кружком, но фактически деятельность не изменилась.

Свидетель ФИО10 пояснил суду, что он совместно с Тагировой Р.М. работал в <данные изъяты> тренером-преподавателем по лыжным гонкам. Фактически они исполняли работу учителей физкультуры, но во внеклассное время.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Судом установлено, что Тагирова Р.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> техникуме физической культуры, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в учреждениях для детей, о чем имеются соответствующие записи в трудовой книжке, в частности:

ДД.ММ.ГГГГ принята тренером детской спортивной юношеской школы колхоза им. <адрес>,

ДД.ММ.ГГГГ переведена руководителем кружка центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащихся (ЦВВУ),

ДД.ММ.ГГГГ переведена педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников,

ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода тренером-преподавателем в МОБУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа <адрес>, где и работает по настоящее время.

Указанное подтверждается ответчиком в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10 следует, что Тагирова Р.М. с ДД.ММ.ГГГГ года работала тренером преподавателем по лыжным гонкам в <данные изъяты> колхоза им. <адрес>, занималась педагогической деятельностью.

Из решения УПФ РФ в Бураевском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии следует, что Тагировой Р.М. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей по тем основаниям, что учеба в <данные изъяты> техникуме физической культуры, работа тренером ДЮСШ, педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников, нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрены Правилами исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 закона № 173-ФЗ.

В то же время, согласно приказа Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту от 28.12.1995 № 1588-ИТ «О вопросах пенсионного обеспечения», детская спортивная школа постановлением Совмина СССР от 30.04.1952 № 2140 внесена в номенклатуру внешкольных учреждений, является образовательным учреждением, а должность тренера – педагогической деятельностью.

Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы, предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на начисление пенсии за выслугу лет.

В списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, должности тренера- преподавателя и педагога дополнительного образования также указаны в качестве должностей, работа в которых засчитывается в пенсионный стаж.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Тагировой Р.М. в качестве тренера детской спортивной юношеской школы колхоза им. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, педагога дополнительного образования Дома пионеров и школьников села <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Требования истца о включении в льготный стаж период работы в качестве руководителя кружка центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащихся, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей засчитывается периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со списком работ, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как следует из записи в трудовой книжке, Тагирова Р.М с ДД.ММ.ГГГГ была переведена руководителем кружка центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащихся.

Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 № 21 «О внесении изменений и дополнений в положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты по единой тарифной сетке», должность руководителя кружка переименована в должность педагога дополнительного образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что должность руководителя кружка и должность педагога дополнительного образования тождественны. Учитывая, что должность педагога дополнительного образования предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в перечне должностей, работа в которых засчитывается в пенсионный стаж, должность руководителя кружка также должна засчитываться как подлежащая включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию

Требования Тагировой Р.М. о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов обучения в Стерлитамакском техникуме физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Тагирова Р.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> техникуме физической культуры, получив по окончании специальность преподавателя физической культуры.

Согласно диплома ЖТ №, выданного <данные изъяты> техникумом физической культуры Тагировой Р.М. присвоена квалификация преподаватель физической культуры.

Также истцом предоставлена выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялась в <данные изъяты> на курсы повышения квалификации.

В силу «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

- время обучения на курсах повышения квалификации по специальности;

- время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно п. 4 данного Положения, указанные выше периоды работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В силу ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что периоды обучения Тагировой Р.М. в <данные изъяты> техникуме физической культуры и нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию на основании п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за пенсией считается день принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Тагировой Р.М. соответствующее заявление о назначении досрочной пенсии по старости подано в УПФ РФ в Бураевском районе РБ ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 98 УПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Понесенные истцом в рамках данного гражданского дела судебные расходы в сумме 200 руб. подтверждаются квитанцией об оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тагировой Р.М. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о назначении Тагировой Р.М. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РБ включить Тагировой Р.М. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды учебы в <данные изъяты> техникуме физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы тренером детской спортивной юношеской школы колхоза им. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы руководителем кружка центра внеклассной и внешкольной воспитательной работы учащихся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников села <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РБ назначить Тагировой Р.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня первоначального обращения за назначением пенсии - ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ответчика в пользу Тагировой Р.М. судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Бураевский районный суд РБ в течение 10 дней.

Судья: О.А. Манапов

Решение не вступило в законную силу.