Решение № 2-326/2011 от 18.05.2011



Решение

именем Российской Федерации

с. Бураево 18 мая 2011 г.

Бураевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Манапова О.А.,

с участием помощника прокурора Бураевского района Галиакберова Б.З.,

при секретаре Ахмадиевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Галимарданова Р.Ф. к Администрации МР <адрес> РБ, Правительству <адрес> о признании бездействия незаконным и предоставления жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Галимарданова Р.Ф. к Админстрации МР <адрес> РБ, Правительству <адрес> о признании бездействия незаконным и предоставления жилого помещения по договору социального найма по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Галимарданов Р.Ф. принят на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и согласно действующего законодательства ему должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным п. 1 Постановления Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не более 33 кв.м.

В соответствии с требованиями статьи 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.

В нарушение действующего законодательства Галимарданову Р.Ф. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокурор просит признать бездействие Администрации МР <адрес> РБ, Правительства <адрес> в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в Администрации МР <адрес> РБ в качестве нуждающегося в получении жилого помещения Галимарданова Р.Ф. незаконным, обязать Администрацию МР <адрес> РБ, Правительство <адрес> предоставить Галимарданову Р.Ф. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Галиакберов Б.З. иск поддержал в полном объеме, привел те же доводы.

Галимарданов Р.Ф. в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представителем ответчика Администрации МР <адрес> РБ Мирошниченко Э.Ф. предъявлен отзыв на исковое заявление с возражениями, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Правительство <адрес> о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещено, судебная повестка вручена представителю ДД.ММ.ГГГГ, однако в судебное заседание представитель не явился, в нарушение положений ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица – Министерства образования <адрес>, просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом судебной повесткой, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Галимарданова Р.Ф. к Правительству <адрес> следует удовлетворить, в исковых требованиях к Администрации МР <адрес> РБ следует отказать по следующим основаниям.

В своем отзыве Администрация МР <адрес> РБ указывает, что согласно ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес>" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 6 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрена обязанность Администраций муниципальных районов и городских округов <адрес> представлять в Министерство образования <адрес>:

списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам;

Указанные требования Администрацией МР <адрес> РБ исполняются, что подтверждается предоставленными документами. В пределах выделенных Правительством <адрес> средств стоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жильем обеспечивались. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 8 (дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение) Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 вышеуказанного Закона устанавливается, что предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами <адрес>.

Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). В качестве одного из общих принципов организации местного самоуправления это требование закреплено и конкретизировано в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 6).

Пунктом 1 статьи 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес>" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (пункт 6) предусмотрено, что в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 Закона <адрес> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что Администрациям муниципальных районов и городских округов <адрес> необходимо представлять в Министерство образования <адрес>:

списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам;

Из предоставленных суду материалов, в частности, заявки на ДД.ММ.ГГГГ года на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, Постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МР <адрес> РБ о предоставлении жилых помещений сиротам, следует, что предусмотренные законодательством обязанности, указанные в Постановлении Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацией МР <адрес> РБ исполняются.

Пунктом 1 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилых помещений по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и <адрес>, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Статьей 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.

Согласно распоряжения Администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что решением Бураевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать Галимарданова Р.Ф. – ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына.

Своего отца – ФИО3, Галимарданов Р.Ф. не видел с малолетнего возраста, попытки его поиска были безрезультатны.

Постановлением <адрес> РБ №/б от ДД.ММ.ГГГГ Галимарданов Р.Ф устроен в Центр психолого-медико-социального сопровождения <адрес>).

Согласно путевки № Министерства образования РБ Галимарданов Р.Ф. ДД.ММ.ГГГГ направлен в <адрес> детский дом.

ДД.ММ.ГГГГ Галимарданов Р.Ф. окончил обучение в ГОУ Республиканская школа-интернат № РБ, что подтверждается копией диплома № <адрес>7.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Галимарданов Р.Ф. проходил военную службу по призыву, что подтверждается справкой отдела ВК РБ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, информация о правах Галимарданова Руслана Фанисовича на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

Постановлением Администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Галимарданов Р.Ф. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Представитель Администрации МР <адрес> РБ Муслимова А.Р. показала, что в настоящее время жилое помещение Галимарданову Р.Ф. не предоставлено, он арендует жилье в <адрес> РБ, работает в <адрес>.

В нарушение действующего законодательства Галимарданову Р.Ф по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением уполномоченного органа они включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени жилье им реально не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, Галимарданов Р.Ф. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 14 кв. м, но не более 33 кв.м. общей площади вне очереди по договору социального найма в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Галимарданова Р.Ф. к администрации муниципального района <адрес> о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района <адрес> в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Галимарданова Р.Ф. и возложении обязанности предоставить Галимарданову Р.Ф. жилое помещение по договору социального найма отказать.

Исковые требования прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Галимарданова Р.Ф. к Правительству <адрес> о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района <адрес> в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Галимарданова Р.Ф. и возложении обязанности предоставить Галимарданову Р.Ф. жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Признать бездействие Правительства <адрес> в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района <адрес> в качестве нуждающегося в получении жилого помещения сироты Галимарданова Р.Ф. незаконным.

Обязать Правительство <адрес> предоставить Галимарданову Р.Ф. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через районный суд.

Судья Манапов О.А.

Решение не вступило в законную силу