Решение № 2-333/2011 от 10.05.2011



Дело № 2-333/2011 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года с. Бураево

Бураевский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи - Гумеровой Г.М.,

при секретаре Максютовой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламова ФИО12 к администрации МР <адрес> РБ, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района <адрес> РБ об устранении нарушений его прав и прав членов семьи,

у с т а н о в и л:

Исламов Ф.М. обратился в суд с иском к администрации МР <адрес> РБ, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района <адрес> РБ об устранении нарушений его прав и прав членов семьи, выразившихся в исключении его из списка получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Он считает, что оснований для исключения его и членов его семьи из списков нет, поскольку он был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, как нуждающийся переселенец из районов Крайнего Севера в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец Исламов Ф.М. не явился, поручив ведение дела своему представителю по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Гаязов С.А. иск поддержал и показал, что ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен из списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как не выполнивший условий для выдачи жилищного сертификата, то есть не представил обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения.

Требования ответчиков об обязательстве о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, находящегося на праве собственности он считает неправомерным по следующим основаниям.

В настоящее время в доме, принадлежащем ему на праве собственности в д. <адрес> РБ, проживает 8 человек - истец с женой, дочерьми и внуками, матерью, к моменту постановки на учет в семье было 4 человека.

Земельный участок под строительство жилого индивидуального дома пл. 0.46 га. по адресу <адрес> <адрес>, дом был ему выделен постановлением администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, построил дом зарегистрировал свое право собственности ДД.ММ.ГГГГ. То есть, к моменту выезда из Севера он не имел собственную жилую площадь, следовательно, имел и имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья на основании ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, «Жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органами местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли-продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья».

В момент, когда он был включен в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья, действовала данная норма Закона, и он приобрел такое право действующим законодательством.

Ответчик – представитель администрации МР <адрес> РБ – Зиннатуллина Э.Р., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, показала, что истец Исламов Ф.М. не представил обязательство о передаче жилого помещения, принадлежавшего ему на праве собственности по договору мены органу государственной власти субъекта РФ в обмен на государственный жилищный сертификат. Повторное обращение допускается после устранений оснований для отказа в признании его участником подпрограммы.

Представитель заинтересованного лица - Министерства экономического развития РБ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в их отсутствии, исковое заявление не признал. В письменном сообщении указал, что предоставление жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируется ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.6 ФЗ, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, является обязательство об отчуждении по договору мены жилого помещения органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. И согласно п. 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в случае, «если гражданином участником подпрограммы не принято обязательство об освобождении занимаемого им жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится».

Привлеченная к участию в процессе в качестве третьего лица Исламова, супруга истца, суду показала, что они приехали в д. <адрес> РБ в ДД.ММ.ГГГГ года к ее родителям, и получив землю, начали строительство жилого дома, и в течение года переехали в новый дом, который по сей день достраивают. В настоящее время в доме проживают супруг, она, две совершеннолетние дочери, внук, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее мать, инвалид № группы по зрению, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Выслушав показания истца, представителя истца, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Исламов Ф.М. имеет следующий состав семьи: жена ФИО5, дочь ФИО6, внучка ФИО7, дочь ФИО8, внук ФИО9, теща ФИО10

Решением Бураевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что истец Исламов Ф.М. в настоящее время проживает в доме, построенном им самим после приезда из Севера со своей семьей. К моменту выезда из Севера собственную жилую площадь не имел. К моменту постановки на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, членов семьи стало № человек, то есть родились внучка ДД.ММ.ГГГГ и внук ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, указывает, что по смыслу ст. 40 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Поскольку Положения ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, определяющие как условие выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, обязательство об отчуждении по договору мены жилого помещения органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат и ухудшают положение граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия, суд находит их не подлежащим применению.

Как определяет вышеназванное постановление Конституционного Суда РФ, «по существу, такого рода изменение означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства: часть граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после ДД.ММ.ГГГГ, имеющих стаж работы (времени проживания) в этих районах и местностях от 10 до 15 лет и поставленных по новому месту жительства на учет по улучшению жилищных условий, смогли воспользоваться своим правом на жилищную субсидию и получили ее, в то время, как другая часть таких граждан, которым субсидия до вступления в силу рассматриваемого Федерального закона по не зависящим от них причинам выделена не была, неосновательно и несправедливо были лишены права на ее получение.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Вместе с тем при внесении подобных изменений в условия предоставления жилищных субсидий должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям».

Поскольку Исламов Ф.М., со всеми членами семьи, выехав в ДД.ММ.ГГГГ году из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до вступления в силу Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ДД.ММ.ГГГГ года, принимая решение о переселении в другой регион России и планируя свое будущее, исходил из закрепленных в действовавших в тот период нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации условий предоставления жилищных субсидий, в частности, постановлениями СМ-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, «жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органами местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли-продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья». Таким образом, он рассчитывал на добросовестное выполнение государством своих публично - правовых обязательств и полагал, что сможет реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, оснований исключения Исламова Ф.М. из списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году, не имеется.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Исламова ФИО13 к администрации МР <адрес> РБ и общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района <адрес> РБ РБ об устранении нарушений его прав и прав членов семьи, выразившихся в исключении его из списка получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ и общественную комиссию по жилищным вопросам администрации муниципального района <адрес> РБ восстановить Исламова ФИО14 в списках граждан - получателей жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 13 мая 2011 года.

Судья Бураевского

районного суда: Гумерова Г.М.

Решение вступило в законную силу 23.05.2011 года.