Решение
именем Российской Федерации
с. Бураево 18 мая 2011 г.
Бураевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Манапова О.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Галиакберова Б.З.,
при секретаре Ахмадиевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Исмагзамовой А.С. к Администрации МР <адрес> РБ, Правительству <адрес> о признании бездействия незаконным и предоставления жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Исмагзамовой А.С. к Администрации МР <адрес> РБ, Правительству <адрес> о признании бездействия незаконным и предоставления жилого помещения по договору социального найма по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Исмагзамова А.С. принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и согласно действующего законодательства ей должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным п. 1 Постановления Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не более 33 кв.м.
В соответствии с требованиями статьи 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
В нарушение действующего законодательства Исмагзамовой А.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Прокурор просит признать бездействие Администрации МР <адрес> РБ, Правительства <адрес> в части не обеспечения жилым помещением состоящей на учете в Администрации МР <адрес> РБ в качестве нуждающейся в получении жилого помещения Исмагзамовой А.С. незаконным, обязать Администрацию МР <адрес> РБ, Правительство <адрес> предоставить Исмагзамовой А.С. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Галиакберов Б.З. иск поддержал в полном объеме, привел те же доводы.
Исмагзамова А.С. в судебное заседание не явилась, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представителем ответчика Администрации МР <адрес> РБ Мирошниченко Э.Ф. предъявлен отзыв на исковое заявление с возражениями, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Правительство <адрес> о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещено, судебная повестка вручена представителю ДД.ММ.ГГГГ, однако в судебное заседание представитель не явился, в нарушение положений ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица – Министерства образования <адрес>, просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом судебной повесткой, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Исмагзамовой А.С. к Правительству <адрес> следует удовлетворить, в исковых требованиях к Администрации МР <адрес> РБ следует отказать по следующим основаниям.
В своем отзыве Администрация МР <адрес> РБ указывает, что согласно ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес>" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 6 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрена обязанность Администраций муниципальных районов и городских округов <адрес> представлять в Министерство образования <адрес>:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам;
Указанные требования Администрацией МР <адрес> РБ исполняются, что подтверждается предоставленными документами. В пределах выделенных Правительством <адрес> средств стоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жильем обеспечивались. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 8 (дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение) Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 вышеуказанного Закона устанавливается, что предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами <адрес>.
Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). В качестве одного из общих принципов организации местного самоуправления это требование закреплено и конкретизировано в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 6).
Пунктом 1 статьи 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес>" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (пункт 6) предусмотрено, что в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 Закона <адрес> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что Администрациям муниципальных районов и городских округов <адрес> необходимо представлять в Министерство образования <адрес>:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам;
Из предоставленных суду материалов, в частности, заявки на ДД.ММ.ГГГГ года на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, Постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МР <адрес> РБ о предоставлении жилых помещений сиротам, следует, что предусмотренные законодательством обязанности, указанные в Постановлении Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацией МР <адрес> РБ исполняются.
Пунктом 1 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилых помещений по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и <адрес>, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Статьей 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
Согласно распоряжения Администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что мать Исмагзамовой А.С. – ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери решением Бураевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Отца Исмагзамова А.С. не знает, сведения о нем внесены в запись акта о рождении на основании слов матери.
Согласно справки отдела образования администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Исмагзамова А.С. является сиротой и с ДД.ММ.ГГГГ находится на попечении своей бабушки ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ Исмагзамова А.С. окончила обучение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, что подтверждается копией аттестата № <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Исмагзамова А.С. обучалась в <адрес> №, что подтверждается копией свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, информация о правах Исмагзамовой А.С. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Согласно справки Бураевского территориального участка Янаульского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Исмагзамова А.С. собственником объектов недвижимости не является.
Согласно справки администрации сельского поселения Азяковский сельсовет МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Исмагзамова А.С. не проживает и не имеет жилой площади в д. <адрес> РБ.
Постановлением Администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Исмагзамова А.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Представитель Администрации МР <адрес> РБ Муслимова А.Р. показала, что в настоящее время жилое помещение Исмагзамовой А.С. не предоставлено, она проживает в <адрес> Башкортостан в арендованной квартире в связи с обучением в Нефтекамском машиностроительном колледже.
В нарушение действующего законодательства Исмагзамовой А.С. по окончанию пребывания в образовательном учреждении - МОУ «<адрес> №» <адрес> жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением уполномоченного органа она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени жилье ей реально не предоставлено, чем нарушено право последней на внеочередное предоставление жилого помещения по окончанию пребывания в общеобразовательном учреждении.
Таким образом, Исмагзамова А.С. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 14 кв. м, но не более 33 кв.м. общей площади вне очереди по договору социального найма в <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Исмагзамовой А.С. к администрации муниципального района <адрес> о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящей на учете в администрации муниципального района <адрес> в качестве нуждающейся в получении жилого помещения сироты Исмагзамовой А.С. и возложении обязанности предоставить Исмагзамовой А.С. жилое помещение по договору социального найма отказать.
Исковые требования прокурора <адрес> РБ в защиту интересов Исмагзамовой А.С. к Правительству <адрес> о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящей на учете в администрации муниципального района <адрес> в качестве нуждающейся в получении жилого помещения сироты Исмагзамовой А.С и возложении обязанности предоставить Исмагзамовой А.С. жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Признать бездействие Правительства <адрес> в части не обеспечения жилым помещением состоящей на учете в администрации муниципального района <адрес> в качестве нуждающейся в получении жилого помещения сироты Исмагзамовой А.С. незаконным.
Обязать Правительство <адрес> предоставить Исмагзамовой А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через районный суд.
Судья Манапов О.А.
Решение вступило в законную силу 30.05.2011 года.