Решение 2-332/2011 от 23.06.2011 года



Дело № 2-332/2011 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года с. Бураево

Бураевский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи - Гумеровой Г.М.,

при секретаре Максютовой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габдуллиной ФИО10 к администрации МР Бураевский район РБ о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ и признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Габдуллина А.М. обратилась в суд с иском к администрации МР Бураевский район РБ о признании незаконным решения <данные изъяты> при администрации муниципального района Бураевский район от ДД.ММ.ГГГГ и признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что она, <данные изъяты>., обратилась в администрацию МР Бураевский район РБ о выделении сертификата на благоустроенное жилье. Однако, ссылаясь на обеспеченность жильем на одного проживающего человека выше нормы – 12 кв.м., и на то, что дом, в котором она проживает, признан пригодным для постоянного проживания, в постановке на учет было отказано. Согласно техническому заключению, изготовленному проектным центром «инжиниринговая компания», величина физического износа дома составляет Жилье не благоустроено, в доме отсутствует центральное водоснабжение и водоотвод, санузел, нет горячей воды и магистрального газоснабжения. Просит отменить решение <данные изъяты> комиссии при администрации и признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истицы Набиуллин С.Т., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержал, показал, что Габдуллина А.М. <данные изъяты>,. нуждается в улучшении жилищных условий, в соответствии с указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, просит выдать сертификат на получение благоустроенного жилья.

Представители ответчика - администрации МР Бураевский район РБ Мирошниченко Э.Ф., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Зиннатуллина Э.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признали, при этом показали, что жилое помещение, где проживает истица, обследован межведомственной комиссией и согласно заключению данной комиссии, признан пригодным к постоянному проживанию. Площадь жилого помещения соответствует нормативу.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты населения по РБ, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Курбанова А.Ф., в суд не явилась, просила рассмотреть без ее участия. В письменном отзыве иск не признала, просила в иске отказать по тем же основаниям, изложенными ответчиком - представителями администрации МР Бураевский район.

Выслушав показания представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные возражения представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии администрации СП <адрес> сельсовет МР от ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссией принято решение о включении в единый список Габдуллиной А.М. и признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией СП <адрес> сельсовет, Габдуллина А.М. действительно состоит на учете от ДД.ММ.ГГГГ как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по СП <адрес> сельсовет.

Из письма администрации МР Бураевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Габдуллиной А.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилые в связи с тем, что она обеспечена жилым помещением выше учетной нормы и жилой дом пригоден для постоянного проживания.

Из технического заключения по результатам технического обследования основных несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> <адрес>-<адрес> РБ на предмет их эксплуатационной пригодности и возможности дальнейшей эксплуатации, проведенной инжиниринговой компанией и утвержденной ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций в целом, классифицируется как среднее, между недопустимое и аварийное, величина физического износа составляет дальнейшая эксплуатация дома допустима только после проведения полного комплекса усилительно-восстановительных мероприятий всех его конструкций.

Из выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> усматривается, что главой является Габдуллина А.М., имеется <адрес> года постройки, общей площадью ., состояние хорошее.

Из справки выданной военным комиссариатом РБ по <адрес> следует, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлся участником Великой Отечественной войны, демобилизован в ДД.ММ.ГГГГ году.

Обеспечение благоустроенным жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны является не просто обязанностью, но и священным долгом государства. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрены особые меры. В ДД.ММ.ГГГГ года Президент Российской Федерации Указом N расширил перечень ветеранов, подпадающих под действие Указа N , исключив из него ограничительное условие о необходимости постановки на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ "О ветеранах".

Согласно ч.4 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ «О ветеранах», мерой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей умерших инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Члены семей умерших инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения.

Из письма, подписанного председателем общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МР Бураевский район следует, что Габдуллиной А.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий как лицу, проживающему в доме, пригодном для проживания.

Доводы ответчика и третьего лица об отсутствии оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за непригодности жилья к проживанию судом исследованы и признаны несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.

Согласно п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Указанная правовая норма не предусматривает возможность произвольного принятия решения. В силу п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным или не пригодным для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно положению, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

Согласно п.34 данного положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Данным же Положением определен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, который гласит, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным или непригодным для проживания.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:

определение перечня дополнительных документов: заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю, которые необходимы для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим установленным в данном Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности или непригодности жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим установленным в данном Положении требованиям к пригодным или непригодным для проживания.

составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и выносит заключение, либо принимает решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из показаний представителя ответчика Мирошниченко следует, что комиссией проведено обследование объекта и по его результатам составлен акт.

Однако из исследованного судом копии акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что акт не соответствует утвержденным постановлением Правительства требованиям:

- нет оценки результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований;

-не приложены сами результаты инструментального контроля и других видов контроля и исследований;

- отсутствуют подписи членов комиссии, то есть, второй лист акта, подписанного членами комиссии, суду не предъявлен, (имеется только два вторых листа заключения комиссии);

- не предъявлен подлинник документа для удостоверения подлинности.

Заключение межведомственной комиссии, вынесенное на основании акта, также не имеет перечня рассмотренных документов, кроме технического паспорта на дом, и также надлежащим образом не удостоверен.

При таких обстоятельствах суд не может признать акт обследования помещения и заключение, составленное на основании данного акта обследования, датированные ДД.ММ.ГГГГ года, допустимыми доказательствами, поскольку они не отвечают требованиям, установленным ГПК РФ для письменных доказательств, и указанная в них календарная дата еще не наступила.

Помимо того, данный акт утвержден Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, еще до утверждения акта от ДД.ММ.ГГГГ, председателем общественной жилищной комиссии при администрации района, ДД.ММ.ГГГГ, письмом за Габдуллиной А.М. сообщено о том, что спорный дом пригоден для проживания.

Таким образом, судом установлено, что при определении пригодности жилья к проживанию, комиссией не соблюдены требования жилищного законодательства, положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N .

Других доказательств непригодности спорного помещения для проживания, ответчиком не предоставлены.

Также не принято во внимание техническое заключение по результатам технического обследования основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>, д<адрес>, <адрес>, выполненного ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен физический износ здания в объеме , хотя межведомственная комиссия была обязана при вынесении заключения руководствоваться результатами инструментального контроля, лабораторных испытаний, заключениями экспертов проектно-изыскательных и специализированных организаций.

Согласно данному заключению, при указанном проценте физического износа дома, техническое состояние характеризуется как неудовлетворительное, то есть ветхое.

Кроме того, жилищной комиссией при администрации района не принято во внимание, что истица не имела и не имеет какого-либо жилого помещения в собственности.

Как видно из законодательных актов, регулирующих порядок предоставления жилищных субсидий, условиями для постановки на учет является отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

При таких обстоятельствах отказ общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МР Бураевский район в постановке на учет Габдуллиной А.М, как нуждающейся в улучшении жилищных условий <данные изъяты>, нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, суд считает иск Габдуллиной А.М. к администрации МР Бураевский район РБ о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ и признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Габдуллиной ФИО11 к администрации МР <адрес> РБ о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, и признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать Габдуллину ФИО11 - <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать общественную комиссию по жилищным вопросам при администрации МР Бураевский район поставить на учет нуждающуюся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> Габдуллину ФИО11.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 5 июля 2011 года.

Судья Бураевского

районного суда: Гумерова Г.М.