Дело № 2-586/2011 года. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года с. Бураево Бураевский районный суд РБ в составе: председательствующего судьи - Гумеровой Г.М., при секретаре Максютовой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламова Ф.М. к Министерству Экономического развития РБ, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бураевский район РБ о восстановлении в сводном списке граждан – получателей жилищных сертификатов, у с т а н о в и л: Исламов Ф.М. обратился в суд с иском к Министерству Экономического развития РБ, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бураевский район РБ о восстановлении в сводном списке граждан – получателей жилищных сертификатов в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей мотивируя тем, что он с 26.07.1976 года по июнь 1995 года проживал и работал в <адрес>, который относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. С июня 1995 года вместе с семьей проживает в <адрес>. 25.03.2002 года обратился с заявлением в администрацию Бураевского района РБ о включении его в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с приложением всех необходимых документов, после чего он был поставлен на учет 26.07.1995 года, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В декабре 2008 года был уведомлен об исключении его из списка граждан имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья. 06.10.2009 г. решением Бураевского районного суда РБ был восстановлен в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья. Но в апреле 2011 года он вновь был исключен из списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как не выполнивший условие для выдачи жилищного сертификата, то есть не представившего обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения. Он считает, что оснований для исключения его и членов его семьи из списков нет, поскольку он был поставлен на учет 26.07.1995 года, как нуждающийся переселенец из районов Крайнего Севера в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истец Исламов Ф.М. и его представитель Гаязов С.А. иск поддержали. Представитель Гаязов С.А. показал, что истец был исключен из списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как не выполнивший условий для выдачи жилищного сертификата, то есть не представил обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения. Требования ответчиков об обязательстве о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, находящегося на праве собственности он считает неправомерным по следующим основаниям. В настоящее время в доме, принадлежащем ему на праве собственности в <адрес>, проживает 8 человек - истец с женой, дочерьми и внуками, матерью, к моменту постановки на учет в семье было 4 человека. Земельный участок под строительство жилого индивидуального дома пл. 0.46 га. по адресу <адрес>, дом был ему выделен постановлением администрации <адрес> от 20.05.1995 года № 08, построил дом зарегистрировал свое право собственности 04.03.2009 года. То есть, к моменту выезда из Севера он не имел собственную жилую площадь, следовательно, имел и имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья на основании ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от 25.07.1998 года, где указано, «Жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органами местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли-продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья». В момент, когда он был включен в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья, действовала данная норма Закона, и он приобрел такое право действующим законодательством. Ответчик – представитель администрации МР Бураевский район РБ – Зиннатуллина Э.Р., действующая на основании доверенности № 121 от 08.02.2011 года, иск признала, просила принять признание иска, при этом показала, что, получив решение районного суда, обязавшее администрацию МР Бураевский район РБ и общественную комиссию по жилищным вопросам администрации МР Бураевский район РБ восстановить Исламова Ф.М. в списках граждан – получателей жилищных сертификатов в 2011 году, истец Исламов Ф.М. был восстановлен в списках и список направлен в Министерство экономического развития РБ. Представитель ответчика - Министерства экономического развития РБ надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, и не представил сведения о причинах неявки. Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд праве рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав показания истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно справке № 927 от 19 октября 2010 года Исламов Ф.М. имеет следующий состав семьи: жена ФИО4 дочь ФИО5., внучка ФИО6 дочь ФИО7 внук ФИО8 теща ФИО9 В силу ст. 1, Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Бураевского районного суда РБ от 06.10.2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РБ от 03.12.2009 года, судом установлено, что истец Исламов Ф.М. в настоящее время проживает в доме, построенном им самим после приезда из Севера со своей семьей. К моменту выезда из Севера собственную жилую площадь не имел. К моменту постановки на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, членов семьи стало 6 человек, то есть родились внучка 15.06.1998 года и внук 25.06.2000 года рождения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов. Постановление Конституционного суда РФ от 24.05.2001 года № 8-П, указывает, что по смыслу ст. 40 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий. Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Поскольку Положения ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 25.10.2002 года, определяющие как условие выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, обязательство об отчуждении по договору мены жилого помещения органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат и ухудшают положение граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия, суд находит их не подлежащим применению. Как определяет вышеназванное постановление Конституционного Суда РФ, «по существу, такого рода изменение означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства: часть граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 01.01.1992 года, имеющих стаж работы (времени проживания) в этих районах и местностях от 10 до 15 лет и поставленных по новому месту жительства на учет по улучшению жилищных условий, смогли воспользоваться своим правом на жилищную субсидию и получили ее, в то время, как другая часть таких граждан, которым субсидия до вступления в силу рассматриваемого Федерального закона по не зависящим от них причинам выделена не была, неосновательно и несправедливо были лишены права на ее получение. Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Вместе с тем при внесении подобных изменений в условия предоставления жилищных субсидий должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям». Поскольку Исламов Ф.М., со всеми членами семьи, выехав в 1995 году из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до вступления в силу Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" 2002 года, принимая решение о переселении в другой регион России и планируя свое будущее, исходил из закрепленных в действовавших в тот период нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации условий предоставления жилищных субсидий, в частности, постановлениями СМ-Правительства РФ от 10.12.1993 года № 1278, Правительства РФ от 03.08.1996 года и соответственно ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от 25.07.1998 года, где указано, «жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органами местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли-продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья». Таким образом, он рассчитывал на добросовестное выполнение государством своих публично - правовых обязательств и полагал, что сможет реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах, оснований исключения Исламова Ф.М. из списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году, не имеется. Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск Исламова Ф.М. к Министерству Экономического развития РБ, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бураевский район РБ о восстановлении в сводном списке граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удовлетворить. Обязать Министерство Экономического развития РБ и общественную комиссию по жилищным вопросам администрации муниципального района Бураевский район РБ восстановить Исламова Ф.М. в списках граждан - получателей жилищных сертификатов в 2011 году. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 30 декабря 2011 года. Судья Бураевского районного суда: подпись Копия верна: Гумерова Г.М.