Решение № 2-83/2011 от 23.03.2011



Дело № 2-83/2011

Решение

именем Российской Федерации

с. Бураево 23 марта 2011 г.

Бураевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Манапова О.А.,

с участием помощника прокурора Бураевского района Галиакберова Б.З.,

при секретаре Ахмадиевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к совету муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи МОБУ СОШ <адрес> признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи МОБУ ООШ д.,

установил:

Прокурор Бураевского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к совету муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи МОБУ СОШ <адрес> по следующим основаниям.

Исходя из ч. 3 ст. 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, следует, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в <адрес> муниципального района <адрес> РБ лежит на уполномоченном органе муниципального образования Челкаковский сельсовет, т.е. на совете сельского поселения Челкаковский сельский совет.

Согласно п. 3 ст. 1 Соглашения, заключенного между органами местного самоуправления муниципального района <адрес> и сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> о передаче муниципальному району <адрес> осуществления части полномочий сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> полномочия совета сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности передаются совету муниципального района <адрес>.

Проведенной прокуратурой <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что вблизи МОБУ СОШ <адрес> отсутствуют дорожные знаки «Пешеходный переход», дорожный знак «Дети», что является нарушением ФИО5 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В связи с указанным просит признать бездействие совета муниципального района <адрес>, выразившееся в неисполнении обязанностей по установке дорожных знаков «Пешеходный переход» и дорожного знака «Дети» возле МОБУ СОШ <адрес> незаконным, обязать совет муниципального района <адрес> установить возле МОБУ СОШ <адрес> дорожные знаки 5.19.1. и 5.19.2 «Пешеходный переход» и дорожный знак 1.23 «Дети».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Галиакберов Б.З. иск поддержал в полном объеме, привел те же доводы.

Представитель совета муниципального района <адрес> Зиннатуллина Э.Р., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что поддерживает необходимость установки возле школы необходимых дорожных знаков, однако считает совета муниципального района <адрес> ненадлежащим ответчиком, поскольку соглашение о передаче полномочий, заключенное между органами местного самоуправления муниципального района <адрес> и сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес>, было заключено ошибочно и в ближайшем будущем оно будет расторгнуто. Просит в иске отказать.

Директор МОБУ СОШ <адрес> Гатауллин Д.Ф. показал суду, что возле школы отсутствуют дорожные знаки «Пешеходный переход» и дорожный знак «Дети».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 6 ст. 13, п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности, которая включает в себя в том числе и комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 21 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими, и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Так, в силу статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в <адрес> муниципального района <адрес> РБ лежит на уполномоченном органе муниципального образования Челкаковский сельсовет, т.е. на совете сельского поселения Челкаковский сельский совет.

Согласно п. 3 ст. 1 предоставленного суду Соглашения, заключенного между органами местного самоуправления муниципального района <адрес> и сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> о передаче муниципальному району <адрес> осуществления части полномочий сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> полномочия совета сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности передаются совету муниципального района <адрес>.

Таким образом, на основании указанного Соглашения, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в <адрес> муниципального района <адрес> РБ передана совету муниципального района <адрес>.

Стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ФИО5 50597-93» установлено, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В перечень требований указанного стандарта включены следующие:

- 4.1.1. Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ФИО5 10807 и размещенными по ФИО5 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

- 4.1.5. Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

Согласно стандарта «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ФИО5 52289-2004»:

- ДД.ММ.ГГГГ. Знак 1.22 "Пешеходный переход" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

- ДД.ММ.ГГГГ. Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Проведенной проверкой установлено, что вблизи МОБУ СОШ д. Челкаково отсутствуют дорожные знаки «Пешеходный переход» и дорожный знак «Дети», что является нарушением ФИО5 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Указанный факт подтвержден директором МОБУ СОШ <адрес> и ответчиком не отрицается.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении советом муниципального района <адрес> принятой на себя Соглашением о передаче муниципальному району <адрес> осуществления части полномочий сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> обязанности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта <адрес>.

Довод представителя ответчика о том, что совет муниципального района <адрес> является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельным, поскольку, как установлено судом, между советом муниципального района <адрес> и советом сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> заключено Соглашение, согласно п. 3 ст. 1 которого полномочия совета сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности передаются совету муниципального района <адрес>. Указанное соглашение утверждено решениями совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и совета сельского поселения Челкаковский сельсовет муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия Соглашения установлен с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ.

Каких либо доказательств, свидетельствующих о расторжении указанного соглашения, представителем ответчика не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к совету муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи МОБУ СОШ <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие совета муниципального района <адрес> РБ, выразившееся в неисполнении обязанностей по установке дорожных знаков «Пешеходный переход» и дорожного знака «Дети» возле МОБУ СОШ <адрес> незаконным.

Обязать совет муниципального района <адрес> установить возле МОБУ СОШ <адрес> дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и дорожный знак 1.23 «Дети».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через районный суд.

Судья Манапов О.А.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 04.04.2011 года.