о признании действий незаконными



Дело № 2 – 1165/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Быково Волгоградской области 22 ноября 2010 г.

Быковский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Сукачева Д.Ю.,

при секретаре Песчанской Ю.В.,

с участием представителя заявителя – прокурора Быковского района Волгоградской области Крютченко С.В.,

представителя Быковской районной Думы Волгоградской области Рассохина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по заявлению прокурора Быковского района Волгоградской области о признании действий Быковской районной Думы Волгоградской области незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными действий Быковской районной Думы Волгоградской области по отклонению протеста прокурора и отмене решения Думы от 25.02.2010, как несоответствующего требованиям действующего законодательства.

В обоснование своих требований прокурор указал, что решением Быковской районной Думы от 25.02.2010 №7/63 утверждено Положение о порядке ведения учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Данное положение не соответствует требованиям действующего законодательства, так как дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Однако на территории Волгоградской области указанные гарантии не установлены. На решение Думы от 25.02.2010 прокурором 15.09.2010 был принесен протест, который решением председателя Быковской районной Думы от 30.09.2010 отклонен. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным действие Быковской районной Думы в отклонении протеста и обязать Быковскую районную Думу привести в соответствии с действующим законодательством решение от 25.02.2010 №7/63 «Об утверждении Положения о порядке ведения учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договорам социального найма на территории Быковского муниципального района Волгоградской области».

В судебном заседании прокурор Крютченко С.В. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объёме, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель Быковской районной Думы Волгоградской области Рассохин А.И. пояснил, что действительно решением от 25.02.2010 №7/63 утверждено Положение о порядке ведения учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договорам социального найма на территории Быковского муниципального района Волгоградской области. И, хотя дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РФ и относятся к расходным обязательствам РФ, законами Волгоградской области от 12.12.2005 №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки», №1147-ОД от 15.12.2005 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» предусмотрено право органов местного самоуправления принимать нормативно правовые акты по вопросам исполнения вышеуказанных законов, в том числе по дополнительным гарантиям прав на имущество и жилое помещение. Просил отказать в удовлетворении требований, так как отклонение протеста прокурора от 15.09.2010 является законным, а Положение от 25.02.2010 не противоречит нормам действующего законодательства,

Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено следующее.

Решением Быковской районной Думы от 25.02.2010 №7/63 утверждено Положение о порядке ведения учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договорам социального найма на территории Быковского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного Положения Территориальный орган опеки и попечительства отдела социальной сферы администрации Быковского муниципального района организует подготовку закрепленных жилых помещений к заселению возвращающихся после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15.09.2010 на решение Быковской районной Думы от 25.02.2010 №7/63 прокурором Быковского района Волгоградской области принесен протест №7-117-2010 с требованием отменить решение Думы в части установления дополнительных гарантий прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 30.09.2010 №17/150 протест прокурора Быковского района №7-117-2010 от 15.09.2010 отклонен.

Согласно ст.23 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992г. прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, протест прокурора №7-117-2010 от 15.09.2010 был рассмотрен на заседании Быковской районной Думы Волгоградской области 30.09.2010, решение направлено в прокуратуру Быковского района. Таким образом, заинтересованным лицом не нарушен срок рассмотрения протеста и форма его рассмотрения, в связи с чем требования прокурора о признании незаконными действий Быковской районной Думы по отклонению протеста не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.20 Устава Быковского муниципального района Волгоградской области Быковская районная Дума состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Быковская районная Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. В пределах своих полномочий Быковской районной Думой принимаются нормативные правовые акты, порядок принятия которых определяется Регламентом Быковской районной Думы.

Согласно п.14 ст.22 Устава Быковского муниципального района Волгоградской области к компетенции Быковской районной Думы относятся: иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Волгоградской области, законами Волгоградской области и настоящим Уставом.

Как следует из выписки протокола 7-го заседания Быковской районной Думы от 25.02.2010 на заседании Думы присутствовали 13 депутатов, Положение о порядке ведения учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договорам социального найма на территории Быковского муниципального района Волгоградской области принято единогласно. Впоследствии Решение №7/60 от 25.02.2010 опубликовано в районной газете «Коммунар».

Таким образом, суд приходит к выводу, что Быковская районная Дума имела полномочия на принятие Положения, порядок его принятия также соблюден.

Частью 1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что …дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями: по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя: … Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

Согласно ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005г. №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности или закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений;

организуют управление имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством;

организуют подготовку закрепленных жилых помещений к заселению возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться органами местного самоуправления в силу прямого указания об этом в Законе Волгоградской области от 12.12.2005 №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки» и Законе Волгоградской области от 15.12.2005г. №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области».

Осуществление дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления не противоречит положениям ст.19 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Осуществление дополнительных гарантий не противоречит и ст.132 Конституции РФ, в которой указано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Таким образом, принимая решение «Об утверждении Положения «О порядке ведения учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договорам социального найма на территории Быковского муниципального района Волгоградской области» Быковская районная Дума действовала в пределах своих полномочий, при вынесении решения был соблюден порядок его принятия, содержание Положения соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Быковского района Волгоградской области о признании действий Быковской районной Думы Волгоградской области незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Волгоградский областной суд через Быковский районный суд Волгоградской области.

Председательствующий