оределение об отказе от иска



Дело № 2-806/10 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2010 года. Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи П.В.Романчука, с участием помощника Буинского городского прокурора РТ Хайбуллина И.Р., при секретаре М.С.Замалиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буинского городского прокурора Республики Татарстан к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о возмещении ущерба, причиненного негативным воздействием на окружающую среду,

у с т а н о в и л:

Буинский городской прокурор РТ в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации РТ и Буинского муниципального района обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о возмещении ущерба, причиненного негативным воздействием на окружающую среду, в обоснование своих требований указав, что Буинской городской прокуратурой совместно со специалистами Приволжского территориального отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части своевременного внесения платы за негативное воздействие па окружающую среду в ОАО «<данные изъяты>».

В ходе проверки установлено, что ОАО «<данные изъяты>» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму 80777 руб. 10 коп., что подтверждается информацией Ростехнадзора по РТ, и расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ОАО «<данные изъяты>» имеет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: это выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, размещение отходов производства и потребления, сбросы загрязняющих веществ.

При этом в соответствии с СапПип 2.2.1,2.1.1. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38 предприятие является источником воздействия па окружающую среду обитания и здоровья человека, размещения отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общество и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды:

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды:

Обязанность внесения указанной платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среде», а также ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 № 198 - ФЗ.

В соответствии со ст. 16 Федеральною закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. 11егативпос воздействие па окружающую среду это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой
приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью. Обязанность внесения платы за загрязнение окружающей среды возникает по факту загрязнения независимо от вины причинителя вреда.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую сред) определен «Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.1992 года (в редакции постановления Правительства РФ № 1428 от 27.12.1994, № 463 от 14.06.2001, с изменениями внесенными решением Верховного суда РФ от 12.02.2003 №1КПИ 03-49).

Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-O, определен ныне действующим Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и се предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. Постановления Правительства РФ oт 12.02.2003) (п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6). В соответствии с указанными законоположениями платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативом выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов; размещать отходы и т.п.

В соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ. Те же требования установлены по другим видам воздействия на окружающую среду. Обязанность о внесении платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия па пего установлены в соответствии с требованиями ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно названному выше Определению Конституционного суда РФ, указанная плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяемся в качестве индивидуального возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие па окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями право осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативную воздействие па окружающую среду, является обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий но охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. То есть указанные платежи носят индивидуальный, возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

В п. 2 Определения Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-0 указано, что конституционно-правовой смысл Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия является общеобязательным, исключает любое иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

В соответствии с Приложением 6 к ФЗ «О федеральном бюджете па 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» администраторами доходов федерального бюджета о плаче за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Ростехнадзор, в установленном федеральным законодательством порядке, возложен контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты. Соответственно не поступление этих платежей в укачанные бюджеты нарушают их права. Учитывая, что эта плата идет на формирование программ па местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., поэтому уклонение от внесения указанных платежей затрагивают также конституционные права неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, так как реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также па решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средств, полученных от оплаты за негативное воздействие па окружающую среду, уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Не внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает порядок формирования и использования бюджетов трех уровней - Российской Федерации, Республики Татарстан, Буинского муниципального района РТ. В частности, указанные средства не могут быть использованы на финансирование экологических программ и мероприятий, обеспечение экологической безопасности государства, республики, муниципального района. При этом неизбежно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Буинской городской прокуратуры РТ - помощник Буинского городского прокурора Хайбуллина И.Р. отказался от иска о возмещении ущерба, причиненного негативным воздействием на окружающую среду, в связи с добровольным исполнением исковых требований Буинского городского прокурора, просил дело производством прекратить.

Судом представителю истца разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ.

Отказ от иска истца Буинского городского прокурора РТ не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 220, 318-9 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Принять отказ Буинского городского прокурора Республики Татарстан от иска.

Производство по делу по иску Буинского городского прокурора Республики Татарстан к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о возмещении ущерба, причиненного негативным воздействием на окружающую среду, прекратить.

Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба или подано кассационное представление в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения через Буинский городской суд.

Судья:                                                                  П.В.Романчук