Решение - о признании недействительным государственного акта на право собственности на землю, отмене государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, признании недействительным договора дарения жилого дома с зем. участком



Дело № 2-13/12

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 января 2012 года. Буинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Романчука П.В., при секретаре Замалиевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску можаевой Н.Н., Петрова Л.И., Петрова П.И. к Афанасьеву Ю.А. и Петровой А.А. о признании недействительным государственного акта на право собственности на землю, отмене государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, признании недействительным договора дарения жилого дома с земельным участком,

установил:

Можаева Н.И., Петров Л.И., Петров П.И. обратились в суд с иском к Афанасьеву Ю.А. с иском о признании недействительным государственного акта на право собственности на землю, отмене государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, признании недействительным договора дарения жилого дома с земельным участком, указав в заявлении, что <дата> умер их отец Петров И.К., после смерти которого открылось наследство в виде жилого дома с земельным участком, находящиеся по адресу: <адрес>. <дата> нотариусом <адрес> нотариальной конторы РТ Губайдуллиной З.Г. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону наследникам умершего Петрова И.К. сыновьям -Петрову Н.И., Петрову П.И., Петрову Л.И. и дочери Можаевой Н.И.. Петров Н.И. умер <дата>. По неизвестной истцам причине наследственное имущество зарегистрировал в собственность Афанасьев Ю.А. Он укрыл от регистрирующего органа настоящих наследников и путем обмана зарегистрировал на свое имя чужое имущество. Просят признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 3000 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>. отменить государственную регистрацию земельного участка и жилого дома.

В судебном заседании представитель истцов Можаевой Н.И. и Петрова П.И. Чебоганов Д.М. дополнил исковые требования, требованием признать недействительным договор дарения жилого дома с земельным участком от <дата> заключенный между Петровой А.А. и Афанасьевым Ю.А. а также по его ходатайству в качестве соответчика была привлечена Петрова А.А.

Истица Можаева Н.И. иск поддержала суду пояснила, что при жизни ее отец Петров И.К. построил жилой дом в д. <адрес>. В 1982 году умерла их мать и Петров И.К. заключил брак с Петровой А.А. по девичьей фамилии Афанасьевой. Петров И.К. умер <дата> года, в <дата> году жилой дом сгорел полностью. После чего для Петровой А.А. был построен новый жилой дом, истцы помогали в строительстве данного жилого дома, также в строительстве жилого дома помогал колхоз, который предоставил Петровой А.А. безвозмездно сруб. От наследственного имущества остались надворные постройки.

Истцы Петров Л.И., Петров П.И. в судебное заседание не явились, несмотря на то, что были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик Афанасьев Ю.А. иск не признал, суду пояснил, что его мать Петрова А.А. в <дата> году вышла замуж за Петрова И.К., который умер в <дата> году. В <дата> году дом, принадлежавший Петрову И.К. сгорел полностью, на его месте он построил для матери новый дом, при этом деревянный сруб для постройки безвозмездно выделил колхоз. Истцы какой либо помощи в строительстве не оказывали. Петрова А.А. по договору дарения жилого дома с земельным участком от <дата> подарила ему жилой дом с земельным участком.

Представитель ответчицы Петровой А.А. Михайлова В.В. иск не признала, суду пояснила, что наследственный жилой дом, принадлежавший истцам на основании свидетельства о праве на наследство сгорел полностью и не существует. Ее доверительница Петрова А.А. на его месте построила новый дом, на который она приобрела право собственности и который имела полное право подарить своему сыну Афанасьеву Ю.А.

Третье лицо представитель Буинского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Абдрахманова Л.Р. иск не признала, суду пояснила, что никаких нарушений закона и обмана при государственной регистрации права собственности за Афанасьевым Ю.А. на спорные земельный участок и жилой дом не было. Права на надворные постройки зарегистрированы не были, так как органами технического учета они не учтены как объекты недвижимости и на них отсутствует технический паспорт.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> выданного государственным нотариусом Буинской государственной нотариальной конторы РТ Губайдуллиной З.Г. наследниками Петрова И.К. умершего <дата> являются Петров И.И., Петров П.И., Можаева Н.И., Петров Л.И. Наследственное имущество состоит из 4/5 доли жилого дома и надворных построек находящихся в <адрес>. Указанное имущество принадлежало наследодателю на основании справки исполкома <адрес> от <дата> за .

Из справки исполкома <адрес> от <дата> за следует, что Петрову И.К, принадлежал жилой дом, на земельном участке 0,30 га предоставленный в пользование колхозом «Родина» <адрес>.

Согласно справки ОНД по <адрес> муниципальному района УНД ГУ МЧС России по РТ от <дата> (л.д.41) и из справки <адрес> СМС от <дата> <дата> в хозяйстве гражданки Петровой А.А. по адресу: <адрес> произошел пожар и уничтожены жилой дом и домашнее имущество находящееся в нем.

Из указанных документов, а также из объяснений Можаевой Н.И. и Афанасьева Ю.А. судом установлено, что дом, указанный в свидетельстве по закону от <дата> о праве на наследство уничтожен в результате пожара и не существует. Свидетельство выдано нотариусом в отношении дома не существовавшего к моменту выдачи свидетельства, так как оно выдано на основании справки исполкома <адрес> от <дата> за выданной до пожара.

Согласно справки <адрес> от <дата> Петрова А.А. проживающая в <адрес>. построила новый дом в <дата> году после сгорания жилого дома.

Свидетель Петров А.Н. суду показал, что в <дата> году, когда ему было 14 лет, он вместе с отцом на выходных приезжал к Петровой А.А. помогали ей в строительстве дома, колхоз дал ей безвозмездно сруб. Дом строили для Петровой А.А. которой негде было жить.

Свидетель Петрова В.Н. суду показала, что в <дата> году общими силами построили дом в строительстве дома участвовали Петров Н.И., Петров А.И. и Петров А.И. Сруб для дома был выделен Петровой А.А. колхозом безвозмездно. Дом строили для Петровой А.А.

Допрошенный по ходатайству истца Можаевой Н.И. свидетель Антонов В.Н. суду показал, что строительство спорного дома велось нанятыми работниками, а также работниками колхоза, который предоставил их в порядке оказания помощи, колхоз также дал Петровой А.А. сруб. Он проживает на той же улице, где находится спорный дом и не видел, чтобы истцы принимали участие в его строительстве.

Свидетель Долгова Л.Ф. суду показала, что Петровой А.А. на месте сгоревшего дома построен новый дом, истца ей не помогали в строительстве, сруб для постройки дома предоставил безвозмездно колхоз.

Судом установлено, что на месте сгоревшего дома <адрес> Петровой А.А. построен новый дом, на который она приобрела право собственности. Это подтверждается справкой Альшеевского сельского исполкома Буинского муниципального района № от <дата> года, объяснениями истца Можаевой Н.И., ответчика Афанасьева Ю.А., показаниями свидетелей Петрова А.Н., Петровой В.Н., Антонова В.Н., Долговой Л.Ф. о том, что новый дом строился для Петровой А.А. и ей для этой цели колхозом «Родина» был предоставлен безвозмездно сруб.

Из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> года следует, что право собственности на спорный дом зарегистрировано за Петровой А.А.

Из государственного акта на право собственности на землю РТ следует, что земельный участок площадью 0,30 га на основании постановления от <дата> <адрес> предоставлен в собственность Петровой А.А.

Согласно договора дарения жилого дома с земельным участком от <дата> Петрова А.А. подарила Афанасьеву Ю.А. жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Петрова А.А. являясь собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. имела право подарить их Афанасьеву Ю.А. в связи с чем оснований для признания недействительным договора дарения жилого дома с земельным участком заключенного между Петровой А.А. и Афанасьевым Ю.А. не имеется.

Государственный акт на право собственности на землю зарегистрированный в книге актов записей государственных актов на право собственности на право владения, пользования землей за от <дата> выдан Комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе <адрес> в пределах своих полномочий на основании постановления от <дата> <адрес>, требование о признании незаконным данного постановления истцами не предъявлялось. В связи с изложенным оснований для признания его недействительным не имеется.

Судом установлено, что никакого обмана при государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок и жилой дом со стороны Афанасьева Ю.А. не было, оснований для отказа в регистрации прав предусмотренных ст.20 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не имеется в связи с чем у суда не имеется оснований для отмены государственной регистрации права собственности Афанасьева Ю.А. на спорный земельный участок и жилой дом.

Требования об оспаривании права собственности ответчика Афанасьева Ю.А. на спорные объекты и признании права собственности истцами не заявлялись.

Доводы истцов о том, что в техническом паспорте спорного жилого дома и справке МРФ РГУП БТИ от <дата> указаны в качестве собственников истцы необоснованны, так как в качестве основания права собственности в данных документах указано свидетельство о праве на наследство по закону от <дата> оценку которому суд дал в решении.

Довод о том, что при регистрации спорного жилого дома с земельным участком за ответчиком зарегистрировано право собственности на надворные постройки, являющиеся наследственным имуществом необоснован, так как представитель <адрес> отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ Абдрахманова Л.Р. пояснила суду, что данные постройки не учтены как объекты недвижимости, на них отсутствует отдельный технический паспорт, поэтому при регистрации права собственности на спорный жилой дом и земельный участок право собственности на них не регистрировалось.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать полностью.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска можаевой Н.Н., Петрова Л.И., Петрова П.И. к Афанасьеву Ю.А. и Петровой А.А. о признании недействительным государственного акта на право собственности на землю, отмене государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. и признании недействительным договора дарения жилого дома с земельным участком от <дата>, заключенного между Петровой А.А. и Афанасьевым Ю.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в апелляционном порядке течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Буинский городской суд.

Судья:                                               П.В.Романчук

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>