По иску Р.Р. Валеева к УПФ в буинском муниципалльном районе о назначении досрочной пенсии



Дело №2-191/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

5 марта 2012 г.                                                                          г. Буинск, РТ

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.П. Глинкина,

при секретаре Е.В. Насыровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Р.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по и РТ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Р.Р.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (далее Управление ПФР) по и РТ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска истец указал, что решением Управления Пенсионного фонда истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической работы. В специальный трудовой стаж не был включен период службы в рядах Вооруженных сил - периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Истец просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж оспариваемый период и назначить досрочную трудовую пенсию.

Истец Р.В.В. иск в части включения в специальный стаж период прохождение службы в рядах Вооруженных сил по поддержал полностью, иск в части периодов нахождения на курсах повышения квалификации подержал частично, поддержал периоды , а иск в части остальных периодов нахождения на курсах повышения квалификации отказался , поскольку у него на эти периоды не имеются подтверждающие документы.

Представитель Управления ПФР Фахрутдинов Р.Р. иск не признал и пояснил, что постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года утратило силу и применению в настоящее время не подлежит. По мнению ответчика для включения трудовой деятельности истца служба в рядах Советской Армии; - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в педагогический стаж правовых оснований не имеются, в удовлетворении иска просит отказать, поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения стороны, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» в пункте 11 разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Судом установлено, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по и Республики Татарстан истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности.

В специальный трудовой стаж истца не был включен период его службы в рядах Советской Армии - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Р.Р.В. работал преподавателем НВП Ново-Камбродской средней школы, - учителем трудового обучения Камбродской средней школы, - учителем ОБЖ Камбродской средней школы.

Р.Р.В. служил в рядах Советской Армии, что подтверждается военным билетом и справкой военного комиссариата.

Из материалов дела следует, что письмом ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в и Республики Татарстан за Р.Р.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано. При этом из специального стажа исключен период службы в рядах Советской Армии по тем основаниям, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу и периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не включены.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом перечисленный вид работы включался в стаж по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых предоставляла право на пенсию.

Это условие истцом выполнено, т.к. решением ответчика у истца признан стаж работы по педагогической деятельности в количестве 22 лет 10 месяцев 7 дней.

Период службы Р.Р.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Р.Р.В. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного и необходимости соблюдения принципов правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, позволяющих участникам соответствующих правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к обоснованному выводу о необходимости включения названного периода в специальный стаж истца.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях
Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой
стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является
условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, то периоды повышения работником своей
квалификации должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд считает, требования истца обоснованными.

Каких-либо ограничений в зависимости от источника финансирования заработной платы работника Положение от 17 декабря 1959 года не содержит.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года для определения деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию, необходимо применять Списки и Правила, действовавшие в период осуществления деятельности.

Иск о признании права на досрочную трудовую пенсию, обязании ответчика включить в специальный трудовой стаж оспариваемый период и назначении досрочной трудовой пенсии подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по и РТ засчитать Р.Р.В. в специальный стаж период прохождение службы в рядах Вооруженных сил и периоды нахождения на курсах повышения квалификации .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

             Судья-                                                                      Л. П. Глинкин.