По иску ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г.Буинске к Р.Ф. Мингалиеву о взыскании незаконно полученной суммы аенсии по случаю потери кормильца вразмере 145 305,38 руб.



Дело №2-762/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 мая 2012 г. г. Буинск, РТ

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.П. Глинкина,

при секретаре Е.В. Насыровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в и РТ к Р.Ф.М. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии по случаю потери кормильца в размере 145305 рублей 38 коп.,

у с т а н о в и л :

Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в и РТ ( далее ГУ Управления ПФР) обратилось к Р.Ф.М. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии по случаю потери кормильца в размере 145305 рублей 38 коп.

В обоснование иска истец указал, что ответчику назначена и выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца, поскольку последний представил подложные документы, подтверждающие его обучение очной форме в образовательном учреждении.

Приговором мирового судьи судебного участка и РТ Р.Ф.М. признан виновным по ст. ст. 159 ч.1, 159 ч.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком на 6 месяцев. Приговор вступил в законную силу.

Представитель истца Управления ПФР Р.Р. Фахрутдинов иск поддержал.

Ответчик Р.Ф.М. иск признал и пояснил, что действительно воспользовался незаконно полученной суммой пенсии по случаю потери кормильца в размере 145305 рублей 38 коп., однако в настоящее время погасить задолженность не представляется возможным в виду финансовых затруднений.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения стороны, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что ответчику назначена пенсия по случаю потери кормильца в связи с обучением последнего в образовательном учреждении очной формы.

Согласно представленного отношения частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия социального образования» ответчик Р.Ф.М. обучается на юридическом факультете по специальности «юриспруденция» с 2009 года по заочной форме обучения.

Приговором мирового судьи судебного участка и РТ Р.Ф.М. признан виновным по ст. ст. 159 ч.1, 159 ч.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком на 6 месяцев.

Приговор мирового судьи судебного участка РТ и РТ вступил в законную силу.

В соответствии с п.п.3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву, поскольку ответчик не сообщил истцу о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии по потери кормильца или прекращение ее выплаты, что привело к неосновательной выплате ответчику пенсии по случаю потери кормильца, вследствие чего неосновательно полученная ответчиком сумма пенсии по случаю потери кормильца должна быть возвращена истцу.

Таким образом, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца сумму излишне уплаченной пенсии в размере 145305 рублей 38 коп.

Факты выплаты пенсии по потери кормильца и ее получения ответчиком подтверждены материалами дела и не оспаривались сторонами.

Вместе с тем, УПФР представлена справка ответчика о очной форме обучения.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона N 173-ФЗ выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Таким образом, по существу из указанных норм следует, что факт обучения ответчика в образовательном учреждении по заочной форме при обращении с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца является основанием для отказа в назначении указанной пенсии.

Однако, заявление ответчика о назначении пенсии свидетельствует о недобросовестности со стороны ответчика вследствие сокрытия последним факта обучения в образовательном учреждении заочной формы и предоставлении ложных сведений.

При таких обстоятельствах суд считает, что материалами дела подтверждено нарушение ответчиком положений ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ.

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд считает, требования истца обоснованными.

В силу ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца незаконно полученная сумма пенсии по случаю потери кормильца в размере 145305 рублей 38 коп. и госпошлину в размере 4 106 рублей в пользу государства.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в и РТ к Р.Ф.М. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии по случаю потери кормильца в размере 145305 рублей 38 коп. удовлетворить.

Взыскать с Р.Ф.М. в пользу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в и РТ незаконно полученную суммы пенсии по случаю потери кормильца в размере 145305 (сто сорок пять тысяч триста пять) рублей 38 коп.

Взыскать с Р.Ф.М. госпошлину в пользу государства в сумме 4106 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья- Л. П. Глинкин.