Решение по иску о защите чести и достоинства



Дело N 2-723/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года. Буинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Р.Р.Шамионова, при секретаре Л.Н.Мухаметшиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.Ш. Хайруллина к Э.Ф. Заббаровой, М.М. Бурганову и Ф.Г. Гариповой о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда, материального ущерба,

у с т а н о в и л:

Ю.Ш.Хайруллов обратился в суд с иском к Э.Ф.Заббаровой, М.М.Бурганову и Ф.Г.Гариповой о защите чести, достоинства и деловой репутации, взыскании морального вреда.

В обоснование своих исковых требований указал, что в 2011 году Э.Ф.Заббаровой в соавторстве с М.М.Бургановым была издана книга «Толымбай-Соештэ дин юлы». В качестве рецензента выступила Ф.Г.Гарипова. На странице 36 данной книги ее мать С.И. Хайруллина (1906-1996 гг) записана «дочь Ольга (Сафия)-Мамать Сафиясы», на странице 37 в отношении покойной дедушки – Х.И. Имаева употреблено слово «босяк», бабушки Екатерины (Сербии Зямал) (1856-1934гг) – «Кедэрки», отца Ш.Х. Х айруллина (1901-1980 гг) «Мамать Шакиржаны», что означает нецензурную брань. То есть авторы в своей книге опубликовали сведения порочащие честь и достоинство умерших родных истца, назвав их по кличке «Мамать Сафиясы», «Кедэрки», «Мамать Шакиржаны»», когда в свою очередь у них есть имя и отчество. Тем самым авторы применили в тексте эти выражения, имеющие негативный смысл, ос­корбляющее честь и достоинство умерших и его семьи. Истец просит признать не соответст­вующими действительности, порочащими честь, достоинство, доброе имя С.И. Хайруллиной, Х.И. Имаева, Ш.Х. Х айруллина и его семьи, распространенные ответчиками сведения; обязать ответчиков письменно опроверг­нуть порочащие честь, достоинство, доброе имя сведения, взыскать в возмещение морального вреда 200 000 рублей, 25 000 в счет возмещения материального ущерба.

В судебном заседании истец и его представитель Е.Л.Синицына по доверенности от 16 января 2012 года иск поддержали, пояснили, что в книге ответчиков содержатся фрагменты об отце, матери, дедушке и бабушке истца, которые представляют собой не что иное, как лживую информацию, не имеющую под собой никаких оснований; все сказанное в данных фрагментах - ложь и вымысел, цель которого - опорочить честь и достоинство родных истца. Поскольку действующее законодательство предусматривает возможность защиты чести и достоинства после смерти, то истец, являясь сыном и внуком умерших, имеет право выступать в защиту их чести и достоинства. Прочтение фрагментов книги вызвало шок, причиняет боль невосполнимой утраты самых ему дорогих людей на свете.

Ответчик М.М.Бурганов надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии. В судебном заседании 14 мая 2012 года ответчик М.М.Бурганов не признал исковые требования истца, пояснив, что во втором отделе книги «Толымбай-Соештэ дин юлы», которую он написал, истец и его родные ни разу не упоминаются, поэтому просит в удовлетворении иска отказать.

Ответчик Э.Ф.Заббарова, ее представитель и И.И.Сиразиев и ответчик Ф.Г.Гарипова иск не признали, пояснили, что книга «Толымбай-Соештэ дин юлы» написана опираясь на архивные документы и информацию жителей деревни. У каждого народа в России в прошлом существовали прозвища родового характера. Они возникали в силу каждодневных, бытовых потребностей. При количественном росте населения села появлялась необходимость в ориентирах среди жителей из-за того, что в составе села усиливалась частотность присвоения некоторых традиционных имен. В силу этого прозвища стали выполнять функцию теперешних фамилий. В ономастике прозвища изучаются как материалы культур, как материалы по истории языка. Прозвища были и есть в каждой татарской деревне и до сих пор продолжают активно функционировать. Прозвища в татарском обществе никто не считал оскорбительными. Прозвища в больших количествах употребляются в произведениях многих татарских писателей.

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Пунктами 7 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года, N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено о том, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно свидетельству о рождении Ю.Ш.Хайруллин родился <дата>, его отцом является Ш.Х.Хайруллин, а матерью – С.И. Хайруллина.

Со слов истца его отец умер в 1980 году, мать умерла в 1996 году, бабушка Сербии Зямал в 1934 году, дед Х.И. Имаев умер в 1909 году.

В 2011 году была опубликована книга «Толымбай-Соештэ дин юлы». Текст данной книги содержит фрагменты, содержащие сведения относительно родственников истца, а именно:

на странице 36 данной книги ее мать С.И. Хайруллина (1906-1996 гг) записана «дочь Ольга (Сафия)-Мамать Сафиясы», на странице 37 в отношении покойного дедушки – Х.И. Имаева употреблено слово «босяк», бабушки Екатерины (Сербии Зямал) (1856-19354гг) – «Кедэрки», отца Ш.Х. Х айруллина (1901-1980 гг) «Мамать Шакиржаны».

Истец ссылается на то, что вышеуказанные фрагменты содержат сведения, которые, по мнению истца, порочат религиозные чувства чуваш, оскорбляют и унижают его честь и достоинство, не соответствуют действительности.

В силу ч. 1 ст. 152 ГК РФ и абзаца 1 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3 истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений возложена на ответчика.

В книге «Толымбай-Соештэ дин юлы» приведен список прихожан соборной мечети д. Сиушево из отпавших православных чуваш (архивный материал за 1908 г.) и на 36 странице имеются сведения о матери, а на 37-й странице данные о дедушке с бабушкой и об отце истца, которые отражают события, имевшие место в действительности, что подтверждается показаниями свидетелей Г., И., К., Р.И. С., Ф. показавшие, что прозвища носят родовой характер и закрепляются за человеком после рождения или после вступления в брак. В действительности у истца бабушка с дедушкой были чувашами. Бабушка была Екатериной, поэтому начали называть ее в деревне на татарский лад- «Кедэрки апа», прозвище «мамать» перешло от имени отца Сафии – Измаила, слово «босяк» означает социальное положение не богатого человека, который работал на стороне, поскольку дед у истца работал на стороне, ему присвоили такое прозвище. Прозвища есть и у них.

Суд считает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку в книге «Толымбай-Соештэ дин юлы» автора Э.Ф.Заббаровой не содержится не соответствующих действительности порочащих честь, достоинство истца сведений. Прозвища близких родственников истца, которое употреблены в указанной книге к таковым не относятся.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Ю.Ш. Хайруллина к Э.Ф. Заббаровой, М.М. Бурганову и Ф.Г. Гариповой о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда, материального ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Верховный суд РТ со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2012 года.

Судья: Р.Р.Шамионов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>