по иску В.А. Афанасьева к Управлению Пенсионного фонда РФ по Буинскому району и г.Буинску РТ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Дело №2-836/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 июня 2012 г. г. Буинск, РТ

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.П. Глинкина,

при секретаре Е.В. Насыровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.А.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по и РТ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

В.А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (далее Управление ПФР) по и РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения с с включением в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов:

службы в Вооруженных Силах СССР ;

работы в выборной должности освобожденного секретаря первичной парторганизации колхоза «Родина» ;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

В обоснование иска истец указал, что решением Управления Пенсионного фонда истцу незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ссылаясь на действующее в настоящее время законодательство, которое указанные периоды не включает в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Истец просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж оспариваемые периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

Истец В.А.А. иск поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Управления ПФР Р.Р. Фахрутдинов иск не признал, ссылаясь на Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которые указанные периоды не включает в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения стороны, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» в пункте 11 разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Судом установлено, что В.А.А. обратился в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением Управление отказало В.А.А. в назначении пенсии в виду недостаточности трудового стажа - 23 года 9 мес. 2 дня вместо 25 лет, не включив спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В специальный трудовой стаж истца не был включен период его службы в рядах Советской Армии ; работа в выборной должности; - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что В.А.А. работал мастером производственного обучения в Буинском СПТУ , - учителем трудового обучения Альшеевской средней школы, , - учителем географии Альшеевской средней школы.

В.А.А. служил в рядах Советской Армии, что подтверждается военным билетом ГЖ и справкой военного комиссариата.

Из материалов дела следует, что письмом ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в и Республики Татарстан В.А.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано. При этом из специального стажа исключен период службы в рядах Советской Армии по тем основаниям, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, выборная должность и периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не включены.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Сил СССР, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.

При этом перечисленный вид работы включался в стаж по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых предоставляла право на пенсию.

Это условие истцом выполнено, т.к. решением ответчика у истца признан стаж работы по педагогической деятельности в количестве 23 лет 9 месяцев 2 дня.

Период службы В.А.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы В.А.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного и необходимости соблюдения принципов правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, позволяющих участникам соответствующих правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к обоснованному выводу о необходимости включения названного периода в специальный стаж истца.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях
Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой
стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является
условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, то периоды повышения работником своей
квалификации должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд считает, требования истца обоснованными.

Каких-либо ограничений в зависимости от источника финансирования заработной платы работника Положение от 17 декабря 1959 года не содержит.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года для определения деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию, необходимо применять Списки и Правила, действовавшие в период осуществления деятельности.

Иск о признании права на досрочную трудовую пенсию, обязании ответчика включить в специальный трудовой стаж оспариваемый период и назначении досрочной трудовой пенсии подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по и РТ засчитать В.А.А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период прохождение службы в рядах Вооруженных сил , период работы в выборной должности и периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья- Л. П. Глинкин.