По иску М.М. Верияловой к Управлению Пенсионного фонда о досрочном назначении пенсии



Дело №2-1105/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 сентября 2012 г. г. Буинск, РТ

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.П. Глинкина,

при секретаре Е.В. Насыровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.М.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по ФИО4 и РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию и ее назначение,

у с т а н о в и л :

М.М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (далее Управление ПФР) по Буинскому району и г. Буинска РТ о признании права на назначение досрочную трудовую пенсию и ее назначение.

В обоснование иска истица указала, что она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей в связи с выработкой специального стажа 25 лет. Решением УПФР в назначении досрочной пенсии истцу отказано из-за отсутствия необходимого стажа. В специальный трудовой стаж не был включен период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком. В связи с чем, истец просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж оспариваемый период и назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее обращения в Управление ПФР.

Истец М.М.В. иск поддержала полностью и просила включить в трудовой стаж период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию .

Представитель Управления ПФР Р.Р. Фахрутдинов иск не признал и в возражение пояснил, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком . специальный стаж истицы составляет 24 года 2 месяца 27 дней. В удовлетворении иска просит отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 7 в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого составляет предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 на­стоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогиче­скую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 того же ФЗ, списки соответствующих работ, произ­водств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организа­ций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соот­ветствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов ра­боты (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентяб­ря 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс зако­нов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ре­бенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 2 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж ра­боты по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, в пункт 15 постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дано разъяснение о праве женщин на включение в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости на основании ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Судам предложено исходить из того, что если указанный период имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (6 октября 1992 г.), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд считает, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после изменения правового регулирования истица не имела возможности прервать отпуск по уходу и приступить к исполнению трудовых обязанностей, в связи, с чем период после 6 октября 1992 г. в данном случае подлежит включению в специальный стаж, дающий право истице на досрочное назначение пенсии. Поэтому период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 01 сентября 1993 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право истице на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из материалов дела следует, что М.М.В. работала учителем родного языка Янгильдинской средней школы; - учителем чувашского языка и литературы Первомайской средней школы; учителем родного языка и литературы Бюрганской средней школы; - директором Бюрганской средней школы; по настоящее время - учителем родного языка и литературы Бюрганской средней школы.

Судом установлено, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Буинскому району и г. Буинска Республики Татарстан истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности.

В специальный трудовой стаж истца не был включен период - период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком.

Установлено, что продолжительность трудового стажа истицы , на момент обращения с заявлением в Управление ПФР составляет 24 года 2 месяца 27 дней, то есть менее установленного п.12 Правил исчисления периодов работы.

Вместе с тем, как установил суд у истца родился сын Д.М.В..

Согласно приказу по Буинскому РОНО ТАССР М.М.В. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком .

Следовательно, начавшийся отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет не прерывался до .

Отпуск по уходу за ребенком начался , то есть в период действия нормативных актов, предусматривающих включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслугу лет (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 667, ст. 167 КЗОТ РФ). Учитывая положения статей 6 (ч. 2), ст. 15 (4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч.) Конституции Российской Федерации, предусматривающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период подлежит включению в специальный стаж работы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком .

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд считает, требования истца обоснованными.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Буинскому району и г. Буинска РТ включить М.М.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком .

Признать за М.М.В. право на досрочную трудовую пенсию и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по ФИО4 и РТ назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья- Л. П. Глинкин.

Справка