РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 января 2011 г. г. Буйнакск Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Салихова Ю. М., с участием пом. прокурора г. Буйнакска Мамаева Р., при секретаре Закарьяевой Б. А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» с. Агачкала, Буйнакского района, Администрации МО «Буйнакский район» «О понуждении к действию», УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Буйнакска в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с названным иском по тем основаниям, что прокуратурой г. Буйнакска по заданию прокуратуры РД с привлечением инспектора охраны ОВО при ОВД по г. Буйнакск Алиева А.А. проведена проверка на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности, а также состояния охраны в МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа». Проверкой установлено, что охрана в МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» осуществляется не на должном уровне. Так, МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа», расположенное в с. Агачкала, Буйнакский район охраняется сторожем, оружия и специальных средств не имеется. Здание охранно-пожарной сигнализацией не оборудовано, не установлена кнопка тревожной сигнализации (КТС). Ограждение по периметру слабое, что позволяет беспрепятственно осуществить доступ на территорию школы посторонним лицам. Имеющаяся охрана не в состоянии обеспечить надежную охрану объекта от преступных посягательств и антитеррористическую защищенность, не обладает соответствующими уровню объекта материальными и техническими ресурсами для обеспечения безопасности школы, не имеет возможности принимать эффективные меры при возникновении экстренных ситуаций, которых в настоящее время возникает не мало. В Постановлении Правительства РД от 20.02.2004 г. №51, дано указание главам городов и районов выработать перечень объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием граждан. МОУ «Агачкалинская СОШ» относится к объектам массового пребывания людей. О необходимости принять исчерпывающие меры по защите объектов особой важности и жизнеобеспечения от террористической угрозы органами местного самоуправления, неоднократно было сказано на заседаниях Республиканской антитеррористической комиссии от 18.06.2006г., 04.04.2008г., однако до сих пор никаких действенных мер органами местного самоуправления Буйнакского района не принято. Этот вопрос сегодня стоит особенно остро в связи с обострением криминогенной обстановки в республике и в Буйнакском районе. Просит суд обязать администрацию МО «Буйнакский район» и МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить надлежащую противопожарную и антитеррористическую безопасность образовательного учреждения, в том числе оборудовать средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом на ПЦО или концентратор, камерами видеонаблюдения, установить КТС, обеспечить надлежащую охрану здания, провести реконструкцию забора по периметру школы. Из направленного в адрес суда отзыва N0-20 от 24.01.2011г. И.о. главы администрации Асхабовым З.Э. на исковое заявление следует, что с иском прокурора г. Буйнакска они не согласны, поскольку администрация МО «Буйнакский район» при проведении указанных в заявлении мероприятий, исходит из средств, заложенных в бюджете Буйнакского района и в настоящее время выполнить требования в полном объеме по имеющимся нарушениям, указанным в исковом заявлении прокурора не представляется возможным. Администрация МО «Буйнакский район» намерена в 2011 году обеспечить надлежащую противопожарную безопасность, охрану здания школы, провести реконструкцию забора по периметру школы. В настоящий период времени установить в МОУ «Агачкалинская СОШ» камеры видеонаблюдения, кнопку тревожной сигнализации, средства охранно-пожарной сигнализации с выводом на ГЩО не имеют возможности в связи с тем, что на текущий и капитальный ремонт школ Буйнакского района на 2011 год заложено 8 млн.руб. В число указанных школ подпадает и МОУ «Агачкалинская СОШ». Указанные в исковом заявлении замечания, администрацией МО «Буйнакский район» по мере финансовой возможности будут так же устранены. В связи с изложенным просит суд в удовлетворении иска прокурора г.Буйнакска отказать. В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Мамаев Р. поддержал заявленные исковые требования по указанным в заявлении основаниям при этом пояснил, что согласно поручения прокурора о взятии под контроль объектов с большим количеством людей была проведена проверка по результатам которой составлено заключение комиссии. Отсутствие охранно-пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности неопределенного круга лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение чрезвычайных ситуаций и террористических актов на территории образовательного учреждения. Недостаток денежных средств не является причинной не выполнения условий по обеспечению безопасности людей. Установление в школах камер видеонаблюдения в обязательном порядке не предусмотрено, они устанавливаются по желанию руководства школ и администрации, однако в связи с неспокойной обстановкой и угрозой терактов было бы желательно установить их. Просит суд обязать МОУ «Агачкалинская СОШ» и МО «Буйнакский район» устранить указанные нарушения. Представитель ответчика МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» в лице директора школы Абдурахманова Б.Д. иск прокурора признал частично, при этом пояснил, что для МОУ «Агачкалинская СОШ» какой-либо террористической опасности нет. Для обеспечения пожарной безопасности в школе имеется песок, емкость с водой. Средства и противопожарные материалы школа получает по разнарядке с Буйнакского районного управления образования. Ремонт школы зависит от средств предоставляемых администрацией Буйнакского района. Считает возможным удовлетворить требования по иску в части реконструкции забора и усиления противопожарной безопасности. Представитель администрации Буйнакского района действующий по доверенности Номер обезличен от 18.01.2011г. Акаев С.И. иск прокурора признал частично, при этом пояснил, что на все школы Буйнакского района выделены 8 млн. рублей, которые будут распределены по школам. Для разрешения вопросов пожарной безопасности необходимо 500 тыс. рублей. Охрана в школе будет усилена, забор по периметру школы будет поднят, недостатки в пожарной безопасности школы так же постараются устранить, установят сигнализации. По мере возможности и наличии денежных средств примут все меры для устранения недостатков указанных в иске прокурора. Администрация Буйнакского района намерена поставить вопрос об оказании содействия в разрешении возникших проблем перед руководством Республики Дагестан. Что касается установления камер видеонаблюдения, то для этого нет соответствующих средств. В удовлетворении иска просит отказать. Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной 07 декабря 2010г. ст. инспектором охраны 0В0 при ОВД по г. Буйнакск капитаном милиции Алиевым АА. проверки Агачкалинской средней школы, Буйнакского района, совместно со старшим помощником прокуратуры города Буйнакска Девлетовым К.З. в присутствии директора Агачкалинской средней школы Абдурахманова Б.Д. были выявлены следующие нарушения, а именно: Агачкалинская сш. представляет собой одноэтажное строение из саманного кирпича старой постройки 70-х годов, г-образной формы. Кровля шиферная по деревянной обрешетки, полы, потолки, входные двери в учебных кабинетах и библиотеки из деревянной конструкции, вход в чердачное и подвальное помещение отсутствует. Над входными дверями школы отсутствуют световые указатели с обозначением «Выход». Запасных выходов на случай возникновения чрезвычайных ситуации не имеется. Вход на территории школы осуществляется через металлическую калитку, закрывающуюся на один висячий замок, рядом с калиткой имеется ворота железно-решеточной конструкции. Ограждение с улицы каменная высотой 1,5 метра, а также имеется ограждение из металлической сетки высотой полтора метра. Проникновение на территорию школу возможно через низко построенный забор, внутри помещения с окон. Охрана на объекте сторожевая по штату 2 человека, работают по смена через ночь с 18 часов до 08 часов без оружия и спецсредств. Помещение для сторожевой охраны не имеется. На объекте система видеонаблюдения отсутствует. Помещения школы не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Всего в школе имеются 5 огнетушителей. Помещение с хранением материальных ценностей (кабинет информатики) не оборудовано охранной сигнализацией, отсутствует кнопка тревожной сигнализации (КТС). Наружное освещение школы отсутствует. По результатам инспектирования Агачкалинской СШ составлено заключение комиссии от 07.12.2010г. из которого следует о необходимости проведения в вышеуказанной школе мероприятий направленных на усиление технического состояния объекта и надлежащего обеспечения охраны по пресечению и предотвращения террористических актов, т.е. установить квалифицированную физическую охрану (милиция, ФГУП «Охрана» МВД РФ по РД), помещения школы оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, входные двери заблокировать на СМК на открывание, помещения школы оборудовать охранной сигнализацией с выводом на концентратор малой емкости (Сигнал-20), установить на объекте кнопку тревожной сигнализации для экстренного вызова наряда милиции, ограждение по периметру объекта привести в соответствующий порядок, над входными дверями школы установить световые указатели с обозначением «Выход», а также установить наружное освещение и систему видеонаблюдения. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 12 ГКРФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Из Постановления Правительства РД от 20.02.2004 г. №51 следует, что главам городов и районов РД дано указание выработать перечень объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием граждан. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в Агачкалинской СШ, так и находящихся там временно. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, заявление об обязании Агачкалинской СШ и Администрации МО «Буйнакский район» устранить нарушения требований пожарной безопасности, технического состояния объекта и надлежащего обеспечения охраны по пресечению и предотвращения террористических актов направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (несовершеннолетних) и подано прокурором г. Буйнакска в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» относится к объектам массового пребывания людей, в том числе детей, доводы руководства МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» и Администрации МО «Буйнакский район» об отсутствии необходимого количества денежных средств необходимых для устранения недостатков указанных в заключении комиссии являются несостоятельными и не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора. В соответствии с пп. 9 пункта 1 ст.333.36 НК РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины. Согласно пп. 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемыми в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков так же освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с указанным администрация МО «Буйнакский район» подлежит освобождению от уплаты госпошлины. Согласно пп. 8 пункта 1 ст.333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НКРФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии с п.3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины по исковым заявлениям неимущественного характера для организаций составляет 4 тысячи рублей. Таким образом, размер госпошлины подлежащей взысканию с МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» в доход государства составляет 4000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора г. Буйнакска Омарова О.А. в интересах в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» с. Агачкала, Буйнакского района, Администрации МО «Буйнакский район» «О понуждении к действию» удовлетворить. Обязать МО «Буйнакский район» и МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить в МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» сел. Агачкала, Буйнакского района надлежащую противопожарную и антитеррористическую безопасность образовательного учреждения, в том числе оборудовать средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом на ПЦО или концентратор, камерами видеонаблюдения, установить кнопку тревожной сигнализации для экстренного вызова наряда милиции, обеспечить надлежащую охрану здания, провести реконструкцию забора по периметру школы. Взыскать с МОУ «Агачкалинская средняя общеобразовательная школа» с. Агачкала, Буйнакского района в доход государства госпошлину в размере 4 тысячи рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней. Председательствующий судья Ю.М. Салихов.