о понуждении к совершению действий



                                                                                                                                                                     2-137/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 12 мая 2011 г.

Буйнакский районный суд РД в составе:

председательствующего - судьи Магомедова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания   - Мурклинской А.О.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска к Участковой Больнице с. Чиркей Буйнакского района и Администрации МО «Буйнакский район» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском ссылаясь на то, что прокуратурой г. Буйнакска в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры РФ совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства участковой больницей с. Чиркей Буйнакского района и установлены следующие нарушения: в здании участковой больницы отсутствует проточное горячее и холодное водоснабжение, вследствие чего не возможно соблюдение санитарно-эпидемиологического и  дезинфекционного режим в ЛПУ. Сбор, хранение и удаление медицинских отходов проводится с нарушением требований СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ», отсутствуют одноразовые упаковочные пакеты, различных цветов в зависимости от класса опасности отходов, внутренняя отделка, площадь, набор помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». Отсутствует лицензия проведения лабораторно -диагностических процедур, рентген кабинет размещен в 2 помещениях, отсутствуют СЭЗ о соответствии, также отсутствует лицензия на проведение рентгенологических исследований, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, электроводонагреватель для горячей воды не функционирует, все помещения участковой больницы требуют проведения косметических ремонтных работ, отсутствует помещения для приема пищи персоналом, приточно-вытяжная вентиляционная система отсутствует, водоснабжение от общей сельской водопроводной сети (во всей больнице функционируют только два умывальника) горячее водоснабжение отсутствует, процедурные режимные кабинеты, санузлы буфеты, санпропускники, лаборатория не обеспечены горячей проточной водой. По результатам проверки установлено, что участковая больница с.Чиркей не соответствует требованиям СанГIиН 2.1.3. 2630 03 «Санитарно -эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, также, СанПиН 2.1.728-99 «Правил сбора и удаления отходов в ЛПУ».

В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Батталов Н.Б. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям в исковом заявлении и дополнил, что указанные нарушения были устранены в течении полугода. Просит удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «Буйнакский район» действующий по доверенности Эльдерханов Н.Э. исковые требования не признал и пояснил, что устранить нарушения в течение полугода у администрации района нет возможности, так как бюджет уже утвержден на год, для этого необходим срок не менее года, свободных денежных средств нет, им необходимо затребовать деньги с Республиканского бюджета, на оформление документов необходим год. Просит в  иске отказать.

Представитель ответчика Участковой больницы с.Чиркей Буйнакского района Шабагиев М.Д. исковые требования признал частично и пояснил, что он работает главным врачом больницы. Больница построена в 1960 г. На тот период не была присмотрена помещения для приема пищи персоналом. Имеется одна общая лицензия на проведение рентгенологических исследований, хотя требуется на каждый вид отдельно, также имеется канализация, упаковочные пакеты, имеется частично горячая вода. Указанные нарушения в акте действительно имеют место, но своими силами устранить выявленные нарушения самостоятельно не могут. Участковая больница находится на балансе администрации Буйнакского района, денежными средствами больница не располагает, ремонт, получение лицензии и другие нарушения указанные в акте входит в компетенцию администрации района. Просит в иске в отношении них отказать. 

Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Из материалов дела видно, что по результатам проведенной проверки прокуратурой г. Буйнакска совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства в Участковой больнице с.Чиркей Буйнакского района были выявлены нарушения в несоблюдении требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» указанные в Акте санитарно-гигиенического обследования объекта от 01.03.2011г.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При этом согласно ст.1 Закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу положений ч.1 ст.4 Закона определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.2-3 Закона нормативное правовое регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьёй 24 Закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. Согласно данной правовой норме при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 1 Устава МУЗ «Буйнакская центральная районная поликлиника» (далее -Устава), она является муниципальным учреждением, координацию и регулирование деятельности, которого осуществляет Администрация Буйнакского района и Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Согласно п. 6 Устава Учреждение имеет в своём составе обособленное подразделение – Участковая больница с.Чиркей Буйнакского района.

Согласно п. 14 Устава, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: бюджетные ассигнования и другие поступления от Минздрава РД; доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых Учреждением, средств безвозмездных поступлений и иной, приносящей доход деятельности, деятельность Учреждения также финансируется в соответствии с законодательством.

В судебном заседании установлено, что все нарушения указанные в Акте действительно имеют место, финансовые средства на цели ремонта и обустройства здания выделяются из бюджета Буйнакского района, а у самой больницы имеются лишь целевые средства, предназначенные для приобретения медикаментов и медицинского оборудования, что подтверждается объяснением представителя ответчика Участковой больнице с.Чиркей Буйнакского района гл.врача Шабагиева М. и как руководитель больницы устранить выявленные нарушения самостоятельно не может. Медицинские пункты находятся на балансе администрации Буйнакского района и ремонт входит в обязанности администрации и в связи с этим просил в иске отказать.

При таких обстоятельствах, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования прокурора к Администрации МО «Буйнакский район», а в отношении Участковой больницы с.Чиркей отказать в связи отсутствием полномочий по устранению нарушений.

Удовлетворяя исковые требования в отношении администрации МО «Буйнакский район» суд принимает во внимание также и доводы ответчика о том, что для устранения указанных нарушений необходимо предусмотреть финансирование, для чего необходимо изыскать эти средства и заложить их в бюджет района для чего требуется время не менее одного года.  

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами и налогах и сборах.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.7 ст.333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемыми в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций уплачивается в размере 200 рублей.

Прокурор в соответствии со ст. 333.36 ч.1п.9 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Администрация МО «Буйнакский район» является ответчиком и не отнесена к категории лиц, освобожденных от уплаты судебных расходов. Следовательно, государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию в доход государства с администрации МО «Буйнакский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Буйнакска удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «Буйнакский район» в течение одного года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - СанПиН 2.1.3.2630-10 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в Участковой больнице с.Чиркей Буйнакского района, указанные в Акте проверки от 22.02.2011 г., а именно: провести и наладить проточное горячее и холодное водоснабжение; обеспечить проведение сбора, хранения и удаления медицинских отходов и выделить необходимые для этого материалы и средства; приобрести одноразовые упаковочные пакеты, различных цветов в зависимости от класса опасности отходов; внутреннюю отделку, площадь, набор помещений привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10; получить лицензию для проведения лабораторно-диагностических процедур и для рентгенологических исследований, рентген кабинет приобрести в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, установить приточно-вытяжную вентиляционную систему, во всех помещениях участковой больницы провести косметические ремонтные работы; предусмотреть помещение для приёма пищи персоналом; процедурные, режимные кабинеты, санузлы, буфеты, санпропускники, лаборатория обеспечить горячей проточной водой.

В удовлетворении исковых требований к Участковой больнице с.Чиркей Буйнакского района отказать.

Взыскать с администрации МО «Буйнакский район в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.Ю.Магомедов.

    Отп в сов. комн.