2-136/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Буйнакск 12 мая 2011 г. Буйнакский районный суд РД в составе: председательствующего - судьи Магомедова А.Ю. при секретаре судебного заседания - Мурклинской А.О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска к Участковой Больнице с. Эрпели Буйнакского района и Администрации МО «Буйнакский район» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд, с названным иском ссылаясь на то, что прокуратурой г. Буйнакска в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры РФ совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске проведена проверка по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства участковой больницей МО «село Эрпели». По результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в палатах больницы отсутствуют умывальники, нет холодного и горячего водоснабжения и канализации, в помещение процедурного кабинета требует проведения ремонтных работ. Освещение в помещении искусственное, естественное, недостаточное, оборудование, медицинская мебель требует обновление, санузлы требуют предварительные ремонтные работы, пищеблок нё обеспечен кухонным инвентарем, отсутствуют разделочные столы, трех гнездные ванны для мытья посуды. Поликлиника размещена в одноэтажном здании, набор и площадь помещений не соответствуют требованием СанПиН 2.1.3.2630-10. Всего 13 помещений, внутренняя отделка помещений не соответствует требованиям. Линолеумное покрытия в помещениях, кабинетах требует обновления, в кабинетах не установлены умывальники. В помещениях процедурно перевязочной, прививочной, санузеле отсутствует облицовка глазурованной плиткой в соответствии с требованиям СанПиН2.1.3.2630-10. Обеспеченность лекарствами достаточное, отмечается нехватка, твердым, мягким и кухонным инвентарем, а имеющее строе, изношенное, поломанные, подлежащий к списанию. Обеспеченность холодильным, кухонным и др. оборудованием не достаточное. В участковой больнице с.Эрпели необходимо оборудовать контейнерную площадку на расстоянии 25 м. с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы. Предусмотреть в ЦСО (центральные стерилизационные отделения) необходимый набор помещений и обеспеченность оборудованием. Все помещения ЦСО должны быть разделены на две зоны - нестерильную и стерильную. К стерильной зоне относятся: стерильная половина стерилизационной - автоклавной, склад стерильных материалов, экспедиция. Все остальные помещения относятся к нестерильной зоне. Вход в помещение стерильной зоны допускается только через санпропускник. При проектировании, реконструкции прачечной производительность предусмотреть из расчета стирки 2,3 кг сухого белья в сутки на 1 койку в стационаре. Независимо от наличия прачечной предусмотреть дезинфекционное отделение, состав и площадь которого определяются производительностью обрабатываемого белья, предусмотреть раздельные туалеты для больных и персонала. Заменить изношенную мебель на медицинскую с гигиеническим покрытием (кровати, прикроватные тумбочки, стулья, столы и.т.д.), холодильное оборудование в пищеблоке и в прививочном кабинете. В помещениях с влажным режимом работы и подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Обеспечить работу рентгенологического кабинета согласно требованиям СанПиН 2.6.1.1192-03 « Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», принять меры по получению лицензии на проведение работ с источниками ионизирующего излучения. Таким образом, в участковой больнице селения Эрпели Буйнакского района имеет место массовые нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Просят суд обязать администрацию МО «Буйнакский район» и участковую больницу МО «село Эрпели» Буйнакского района устранить нарушения, указанные в акте от 01.03.2011г. В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Батталов Н.Б. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям в исковом заявлении и просит удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Участковой больницы с. Эрпели Буйнакского района – и.о. главного врача Алхасов Д.З. в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что он приступил к исполнению обязанностей 16 марта 2011 г. Все нарушения указанные в акте имеют место за исключением трех гнездовой ванны для мытья посуды. Больница 1920 г. постройки. Строиться новая больница, но медленно. Некоторые легко устранимые нарушения, устраняют своими собственными средствами, а ремонт, приобретение медицинского оборудования и реконструкция кабинетов требуют больших денежных затрат, больница которая не располагает. Распорядителем денежных средств на обеспечение больниц является Администрация района. В его обязанности входит организация врачебной работы. Представитель ответчика администрации МО «Буйнакский район» в судебном заседании действующий по доверенности Эльдерханов Н.Э. иск не признал и пояснил суду, что нарушения действительно имеются, скудный бюджет района не позволяет финансировать все медицинские учреждения района. Но нарушения, зависящие от самих руководителей учреждений администрацией района не должны контролироваться, например наличие воды не относиться к обязанности администрации района, также в обязанности администрации района не входит регулирование вывоза твердых бытовых отходов, этим занимаются администрация поселения, а не администрация района. Просит в иске отказать. Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Из материалов дела видно, что по результатам проведенной проверки прокуратурой г. Буйнакска совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в Участковой больнице с.Эрпели были выявлены нарушения в несоблюдении требований СанПиН 2.1.3.2630 -10 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» указанные в Акте санитарно-гигиенического обследования объекта от 01.03.2011г. Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом согласно ст.1 Закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу положений ч.1 ст.4 Закона определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2-3 Закона нормативное правовое регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьёй 24 Закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. Согласно данной правовой норме при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. 1 Устава МУЗ «Буйнакская центральная районная поликлиника» (далее – Устава), она является муниципальным учреждением, координацию и регулирование деятельности, которого осуществляет Администрация Буйнакского района и Министерство здравоохранения Республики Дагестан. Согласно п. 6 Устава Учреждение имеет в своём составе обособленное подразделение – Участковая больница с. Эрпели Буйнакского района. Согласно п. 14 Устава, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: бюджетные ассигнования и другие поступления от Минздрава РД; доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых Учреждением, средств безвозмездных поступлений и иной, приносящей доход деятельности, деятельность Учреждения также финансируется в соответствии с законодательством. В судебном заседании установлено, что все нарушения указанные в Акте действительно имеют место, финансовые средства на цели ремонта и обустройства здания выделяются из бюджета Буйнакского района, а у самой Участковой больницы имеются лишь целевые средства, предназначенные для приобретения медикаментов и медицинского оборудования, устранить выявленные нарушения самостоятельно участковая больница не может. Медицинские пункты находятся на балансе администрации Буйнакского района и ремонт входит в обязанности администрации. При таких обстоятельствах, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования прокурора к Администрации МО «Буйнакский район», а в отношении Участковой больницы с. Эрпели отказать в связи с отсутствием у больницы полномочий по устранению указанных нарушений. Удовлетворяя исковые требования в отношении администрации МО «Буйнакский район» суд принимает во внимание также и доводы ответчика о том, что для устранения указанных нарушений необходимо предусмотреть финансирование, для чего необходимо изыскать эти средства и заложить их в бюджет района для чего требуется время не менее одного года. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами и налогах и сборах. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.7 ст.333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемыми в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, уплачивается в размере 200 рублей. Прокурор в соответствии со ст. 333.36 ч.1п.9 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Администрация МО «Буйнакский район» является ответчиком и не отнесена к категории лиц, освобожденных от уплаты судебных расходов. Следовательно, государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию в доход государства с администрации МО «Буйнакский район». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора г.Буйнакска удовлетворить частично. Обязать Администрацию МО «Буйнакский район» в течение одного года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Участковой больницы расположенном в с. Эрпели Буйнакского района выразившееся нарушении требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» указанные в акте санитарно-гигиенического обследования объекта от 01.03.2011г., а именно: в палатах больницы установить умывальники, провести холодное и горячее водоснабжение и канализацию, в помещение процедурного кабинета провести ремонт, обеспечить помещения достаточным естественным освещением, обновить медицинскую мебель, провести ремонт санузла, пищеблок обеспечить кухонным инвентарем, приобрести разделочные столы ваннами для мытья посуды; помещения поликлиники по набору, площади и состоянию привести в соответствии с требованием СанПиН 2.1.3.2630-10, в кабинетах установить умывальники, в помещениях процедурно-перевязочной, прививочной, санузле установить облицовку глазурованной плиткой, обеспечить твердым, мягким и кухонным инвентарем, холодильным и кухонным оборудованием, оборудовать контейнерную площадку на расстоянии 25 м. с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы; предусмотреть в ЦСО (центральные стерилизационные отделения) необходимый набор помещений и обеспеченность оборудованием; помещения ЦСО разделить на две зоны - нестерильную и стерильную; при проектировании, реконструкции прачечной производительность предусмотреть из расчета стирки 2,3 кг сухого белья в сутки на 1 койку в стационаре; независимо от наличия прачечной предусмотреть дезинфекционное отделение, состав и площадь которого определяются производительностью обрабатываемого белья; предусмотреть раздельные туалеты для больных и персонала; заменить изношенную мебель на медицинскую с гигиеническим покрытием (кровати, прикроватные тумбочки, стулья, столы и.т.д.), заменить холодильное оборудование в пищеблоке и в прививочном кабинете; в помещениях с влажным режимом работы и подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту помещения, для покрытия пола применять водонепроницаемые материалы; обеспечить работу рентгенологического кабинета согласно требованиям СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», получить лицензию на проведение работ с источниками ионизирующего излучения В иске к Участковой больнице с.Эрпели Буйнакского района отказать. Взыскать с администрации МО «Буйнакский район в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий А.Ю.Магомедов. Отп в сов. комн.