об оспаривании решения должностных лиц



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 6 октября 2009 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Магомедова А. Ю.

при секретаре – Гереевой С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Атаевой П. А об оспаривании решения должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

            Атаевой П. А обратилась в суд с указанным заявлением сославшись на то, что Управление ОПФР по РД в Буйнакском районе от 24.07.2009 г. за Номер обезличен вынесло решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, обосновав это тем, что по представленным документам страховой стаж составляет 21г. 4 мес. 24 дня; специальный стаж равен 16 лет 1 мес. 5 дней, право на пенсию не имеет т.к. льготный стаж менее 25 лет; работа в должности медсестры Дома интернат для престарелых и инвалидов дает право на досрочное пенсионное обеспечение при наличии 25 лет льготного стажа в сельской местности; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без сохранения зарплаты, учеба не засчитывается в льготный стаж;  не засчитывается в льготный стаж т.к. учреждение было переименовано на «пансионат», что не соответствует списку должностей и учреждении здравоохранение, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслуги лет в связи с лечебной деятельностью.

            С решением Управления ОПРФ по РД в Буйнакском районе от 24.07.2009 г. за Номер обезличен она не согласна, так как считает данное решение незаконным, необоснованным и не соответствующим нормам материального права по следующим мотивам:

            1. 11.08.1987г. принята на должность медсестры Дома престарелых и инвалидов сел. В-Казанище, которая работает по сегодняшний день.

2. В соответствии с п.п. 20 пункта 1 статьи 27 № 173 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», а также утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Правилами исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Списка должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Далее, согласно информационного письма Минтруда РФ и ПФР от 4 ноября 2002 г. № 7392 ЮЛ/ЛЧ 25-25/10067 « о зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам» следует, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам необходимо рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» не были включены периоды нахождения в  отпуску по уходу за ребенком с 26.03.1993 г. по 12.09.1993 г.

            Атаевой П. А так же ссылается на аналогичное решение Буйнакского районного суда от Дата обезличенаг. по делу Даварслановой А М к ОПФРФ по РД в Буйнакском районе, которая тоже работала с 1983 г. в Доме престарелых и инвалидов. В производстве, которой было установлено, что Пансионат «Казанищенский»  выполнял те же функции, что и дом интернат для престарелых и инвалидов.

С учётом этих обстоятельств она имеет общий стаж работы более 27 лет 5 дней, что даёт ей право на льготную пенсию.

В связи с чем, просит суд признать решение УОПФР по РД в Буйнакском районе по откату в назначении ей пенсии незаконным и обязать их включить ей в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи лечебной деятельностью указанные периоды и назначить пенсию с момента обращения, т.е. с Дата обезличена г.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий по доверенности Бамматов У М поддержал требования своего доверителя и просит удовлетворить их, признав действия ОПФР по РД в Буйнакском районе по отказу в назначении пенсии Атаевой П. А неправомерными и обязать УОПФР назначить ей пенсию со дня обращения в пенсионный фонд Дата обезличенаг.

Представитель заинтересованного лица УОПФР по РД в  Буйнакском районе специалист Абакарова П. А заявленные требования Атаевой П. А не признала и пояснила суду, что в соответствии п.п. 11 п.1 ст.28 ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах.

По представленной ГУ – ОПФР по РД в Буйнакском районе трудовой книжке, Атаевой П. А начала свою трудовую деятельность с работы медсестры в Доме-интернате для престарелых и инвалидов в с. ... с 11.08.1987 г. по 17.01.1991 г. Периоды с 01.04.1993 г. по 01.10.1993 г. и с 21.04.1999 г. по 01.02.2000 г. находилась в отпуске по уходу за детьми. С 28.11.2005 г. по 28.12.2005 г. проходила повышение квалификации. 

Периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми, предоставляемый по истечении срока больничного листа, не включается в стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, определенными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, начиная 06.10.1992 г., если обращение за назначением пенсии последовало после 17.07.2002 г.

Следовательно, периоды с 01.04.1993 г. по 13.09.1993 г. и с 21.04.1999 г. по 01.02.2000 г. и 28.11.2005 г. по 28.12.2005 г. не включается в льготный стаж.

Периоды работы с 02.03.1998 г. по 22.08.2002 г., а также, не засчитывается в льготный стаж, т.к. учреждение было переименовано на «пансионат», что не соответствует Списку наименований должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по Постановлению Правительства № 781 от 29.10.2002 года.

Приведенные заявительницей расчеты льготного трудового стажа неверные, поскольку она применила ко всему календарному периоду работы коэффициент 1.3, который согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен п.5а, используется лишь при осуществлении лечебной деятельности в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, т.е. при «смешанном» стаже работы и применительно только к сельскому стажу работы. При «смешанной» выслуге необходимо выработать 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в выслугу лет за один год и 3 месяца до 01.11.1999 г. Во - всех других случаях, работа засчитывается в календарном порядке (один год работы за один год выслуги).

Таким образом, при суммировании, льготный стаж на дату подачи заявления, 15.07.2009 г., составляет – 20 лет 1 месяц 24 дня, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, т.к. требуемый стаж 25 лет. В связи с чем, в исковых требованиях Атаевой П. А просит отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает необходимым заявленные требования оставлению без удовлетворения по следующим основаниям:

В соответствии с гл. 25 ГПК РФ действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Эта же статья ГПК РФ предусматривает, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Факт обращения Атаевой П. А в ОПФР по РД в Буйнакском районе за назначением пенсии и отказа ей подтверждается решением комиссии от 24.07.09 г.

Из исследованного в судебном заседании трудовой книжки следует, что Атаевой П. А 11.08.1987 г. на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. принята на должность медсестры Дома престарелых и инвалидов с В-Казанище и по настоящее время работает в данном учреждении. Сведений об увольнении, переводе на другую должность не имеется.

Согласно акта документальной проверки установлено, что Атаевой П. А, действительно, была принята на работу Дата обезличена г. на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. на должность медсестры Дома престарелых и инвалидов. Периоды с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. находилась в отпуске по уходу за детьми. С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. проходила повышение квалификации. 

            В части периода работы Атаевой П. А с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. – когда учреждение было переименовано на «пансионат», суд находит что данный период работы подлежал включению в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию.

Так, из приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что Дом интернат для престарелых и инвалидов переименован в пансионат «Казанищенский», а приказом Номер обезличен от 23.08 2002 г. пансионат вновь переименован в Дом интернат для престарелых и инвалидов и под этим названием функционирует в настоящее время.

Согласно Устава Пансионата данная организация является государственным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения, предназначенного для постоянного проживания престарелых граждан, инвалидов 1 и 2 группы в возрасте от 16 лет и старше, нуждающихся в уходе, медикосоциальном обслуживании, реабилитационных услугах и социально трудовой адаптации. Исследованием указанным документом установлено, что пансионат «Казанищенский», который был переименован в Дом интернат для престарелых и инвалидов выполнял те же функции что и Дом интернат.

Согласно Устава Пансионата данная организация является государственным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения, предназначенного для постоянного проживания престарелых граждан, инвалидов 1 и 2 группы в возрасте от 16 лет и старше, нуждающихся в уходе, медикосоциальном обслуживании, реабилитационных услугах и социально трудовой адаптации. Исследованием, указанным документом установлено, что пансионат «Казанищенский», который был переименован в Дом интернат для престарелых и инвалидов выполнял те же функции что и Дом интернат.

Таким образом, суд находит, что отказ ГУ управления ОПФР по РД в  Буйнакском районе во включении периода работы Атаевой П. А с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в пансионате «Казанищенский» в специальный стаж для назначения льготной пенсии является неправомерным.

В части нахождения Атаевой П. А в отпусках по уходу за ребенком с  01.04.1993 г. по 01.10.1993 г. и с 21.04.1999 г. по 01.02.2000 г. суд находит, что эти периоды не подлежат включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии по следующим основаниям.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

            Атаевой П. А. находилась в отпусках по уходу за ребенком в периоды с 01.04.1993 г. по 01.10.1993 г. и с 21.04.1999 г. по 01.02.2000 г., то есть данные периоды времени имели место после вступления в силу названного выше Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543–1, положениями которого не предусматривалась возможность включения периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

            В части прохождения Атаевой П. А. 28.11.2005 г. по 28.12.2005 г. курсов повышения квалификации, суд исходит из того, что прохождение курсов повышения квалификации является обязательной частью исполнения работником своих трудовых обязанностей. В случае не направления Атаевой П. А на курсы повышения квалификации, она бы выполняла свои обязанности медсестры. В связи с указанным указанный период подлежит включению в льготный стаж работы Атаевой П. А

            В части расчета льготного стажа для назначения пенсии суд исходит из следующего.

            Права граждан на досрочное назначение пенсии определены ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

            Подпункт 20 п.1 данной статьи предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

            Согласно пункта 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. 

Часть 2 данного пункта предусматривает, что исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Таким образом, законодательством определено, что лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

В то же время, по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В связи с указанным, суд находит, что период работы заявителя Атаевой П. А в сельской местности до 1 ноября 1999 года, при ее стаже работы только в сельской местности, подлежит исчислению в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Этот вывод суда соответствует позиции Верховного суда РФ, определенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

            С учетом изложенного стаж Атаевой П. А. составляет:   

1. Период работы с 11.08.1987 г. по 25.03.1993 г. на должности медсестры в Доме – интернате для престарелых и инвалидов в с.В.Казанище т.е. в сельской местности -календарно 5 года 7 месяцев 7 дней, стаж учитывается льготно с применением коэффициента 1,3 - 7 лет 0 месяцев и 11 дней.

2. Период с 26.03.1993 г. по 12.09.1993 г. отпуск по уходу за ребенком (дата рождения ребенка – 26.01.1993 г.)  не подлежит включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии.

3. Период работы с 13.09.1993 г. по 01.03.1998 г. на должности медсестры в Доме – интернате для престарелых и инвалидов в с. В.Казанище – работа в сельской местности, стаж календарный 4 года 5 месяцев 19 дней учитывается льготно с применением коэффициента 1,3 – 5 лет 7 месяцев 1 день.  

4. Период работы с 02.03.1998 г. по 17.02.1999 г. на должности медсестры в пансионате «Казанищенский» в с. В.Казанище – работа в сельской местности, стаж учитывается льготно с применением коэффициента 1,3  - 1 год 2  месяца 12 дней. 

5. Период работы с 18.02.1999 г. по 31.01.2000 г. отпуск по уходу за ребенком (дата рождения ребенка - 18.12.1998 г.) не подлежит включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии. 

6. Период работы с 1.02.2000 г. по 22.08.2002 г. в пансионате подлежит включению в специальный стаж, учитывается в календарном порядке - 2 года 6 месяцев 23 дня.

7. Период работы с 23.08.2002 г. по 31.12.2002 г. в пансионате подлежит включению в специальный стаж, учитывается календарно –  0 лет 4 месяцев 8 дней.

8. Период работы с 01.01.2003 г. по 27.11.2005 г. работа в сельской местности подлежит включению в специальный стаж, учитывается календарно –  2 года 10 месяцев 26 дней.

9. Период работы с 28.11.2005 г. по 28.12.2005 г. прохождение повышение квалификации подлежит включению в специальный стаж, учитывается календарно  - 0 лет 1 месяц 0 дней.

10. Период работы с 29.12.2005 г. по 15.07.2009 г. работа в сельской местности подлежит включению в специальный стаж, учитывается календарно –  3 года 6 месяцев 16 дней.

Таким образом, общий специальный стаж Атаевой П. А составляет 24 года 1 месяцев 7 дней.

Так как при стаже работы в сельской местности для выхода на пенсию ранее достижения пенсионного возраста необходимо иметь 25 лет специального стажа, имеющегося у Атаевой П. А специального стажа работы недостаточно для назначения ей пенсии в льготном порядке, то есть в порядке, предусмотренном подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с изложенным, суд находит, что решение ГУ–ОПФР по РД в Буйнакском районе от 24.07.2009 г. за Номер обезличен об отказе в назначении пенсии Атаевой П. А принято в соответствии с законом и в пределах полномочий ГУ-ОПФР по РД в Буйнакском районе. Права и законные интересы Атаевой П. А этим решением не нарушены, в связи с чем в удовлетворении заявленных ею требований следует отказать. 

В силу изложенного и руководствуясь ст. 194-197, 254-258 ГПК РФ, суд

                                                   РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Атаевой П. А отказать.

Мотивированное решение составлено Дата обезличена г.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий А.Ю.Магомедов.