Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Буйнакск 15 апреля 2011 года Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джабраилова Н.А., с участием помощника прокурора г.Буйнакска Батталова Н.Б., при секретаре Аскеровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц к Фельдшерско-акушерскому пункту МО «село Атланаул», Администрации МО «Буйнакский район» о понуждении совершить определённые действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Буйнакска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ответчиков обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарного эпидемиологического законодательства во Фельдшерско-акушерском пункте МО «село Атланаул», по тем основаниям, что проведённой прокуратурой г. Буйнакска совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске проверкой установлено, что территория огорожена по периметру, благоустройство озеленение частичное, освещение не достаточное; отсутствует оборудованное жалюзами с закрывающимися крышками контейнерами мусоросборная площадка; состав и площадь, внутренняя отделка помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; отсутствует проточное холодное и горячее водоснабжение (пользуются привозной водой); помещения требуют проведения косметических ремонтных работ; оборудование, медицинская мебель требует обновления; санузлы, гардеробная и помещение для приёма пищи для сотрудников отсутствуют; отмечается не хватка обеспечения твёрдым, мягким инвентарём. Данные нарушения указаны в Акте санитарно-гигиенического обследования объекта от 01.03.2011. Просит суд обязать Фельдшерско-акушерский пункт МО «село Атланаул», Администрацию МО «Буйнакский район» устранить имеющиеся нарушения санитарного эпидемиологического законодательства. В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Батталов Н.Б. заявленный иск поддержал в полном объёме, и добавил, что фельдшерско-акушерский пункт является социальным учреждением с постоянным пребыванием граждан, несоблюдение санитарных правил создаёт угрозу жизни и здоровью людей, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Непринятие должностными лицами мер к недопущению указанных нарушений, непринятие ими предусмотренных законодательством мер, направленных на устранение нарушений, может иметь тяжкие последствия, а потому просит удовлетворить их требования. Представитель ответчика Фельдшерско-акушерского пункта МО «село Атланаул» – заведующая Зайналабидова М.М., в судебном заседании исковые требования признала, и пояснила, что данные нарушения требуют больших денежных средств, которыми они не располагают. Просит суд удовлетворить иск прокурора. Представитель ответчика администрации МО «Буйнакский район» по доверенности Акаев С.И., в суде иск прокурора не признал, пояснив, что в этом году на устранение нарушений, возникших при эксплуатации указанного Фельдшерско-акушерского пункта из бюджета Администрации МО «Буйнакский район» будут выделены денежные средства. В тоже время администрация района в первую очередь намерена устранить нарушения в области санитарно-эпидемиологических норм. В настоящее время уже принимаются меры по обеспечению водой. Будет обеспечена подача горячей воды. В помещениях будут проводиться косметические работы, напольные поверхности будут застелены новым линолеумом. Мягкий, твёрдый инвентарь обновится, будет обеспечена его полнота. Вместе с тем, значительное внимание будет уделяться организации гардеробной, помещению для приёма пищи сотрудников, а также обновлению мебели в пункте. Просит суд в иске прокурора отказать. Заслушав объяснения сторон, прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что на основании проведённой прокуратурой г. Буйнакска совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске проверкой выявлено, что территория огорожена по периметру, благоустройство озеленение частичное, освещение не достаточное; отсутствует специально оборудованная мусоросборная площадка; состав и площадь, внутренняя отделка помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; отсутствует проточное холодное и горячее водоснабжение (пользуются привозной водой); помещения требуют проведения косметических ремонтных работ; оборудование, медицинская мебель требует обновления; санузлы, гардеробная и помещение для приема пищи для сотрудников отсутствуют; отмечается не хватка обеспечения твёрдым, мягким инвентарём. Данные нарушения указаны в Акте санитарно-гигиенического обследования объекта от 01.03.2011. В судебном заседании установлено и подтверждается показаниями представителей ответчиков Акаева С.И. и Зайналабидовой М.М., данные пункты акта в настоящий момент не выполнены. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом согласно ст.1 Закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу положений ч.1 ст.4 Закона определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2-3 Закона нормативное правовое регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьёй 24 Закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. Согласно данной правовой норме при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. 1 Устава МУЗ «Буйнакская центральная районная поликлиника» (далее – Устава), она является муниципальным учреждением, координацию и регулирование деятельности, которого осуществляет Администрация Буйнакского района и Министерство здравоохранения Республики Дагестан. Согласно п. 6 Устава Учреждение имеет в своём составе обособленное подразделение – Фельдшерско-акушерский пункт с. Атланаул. Согласно п. 14 Устава, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: бюджетные ассигнования и другие поступления от Минздрава РД; доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых Учреждением, средств безвозмездных поступлений и иной, приносящей доход деятельности, деятельность Учреждения также финансируется в соответствии с законодательством. При таких обстоятельствах, на основании изложенного и ст. ст. 45, 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона, Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58, суд удовлетворяет иск прокурора, обязав ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд учитывает, что требования прокурором заявлены в порядке ст. 45 ГПК РФ и наличие действующего Акта санитарно-гигиенического обследования объекта от 01.03.2011 не может препятствовать обращению прокурора в суд с требованием об устранении имеющихся нарушений. В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Аналогичная норма содержится и в ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина оплачивается по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в случае, если истец освобождается от уплаты государственной пошлины, ответчиком (если он не освобождён от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В соответствии со ст.333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Государственные органы и органы местного самоуправления подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Поскольку НК РФ в вышеуказанной норме закрепил льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле в порядке ч.1 ст.46 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей), принимая во внимание, что в данном случае Администрация МО «Буйнакский район» является ответчиком и не отнесено к категории лиц, освобождённых от уплаты судебных расходов, суд приходит к выводу о том, что последний должен уплатить государственную пошлину. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковое заявление прокурора г.Буйнакска удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Буйнакский район» и Фельдшерско-акушерский пункт МО «село Атланаул» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании амбулатории, расположенном по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, с.Атлануал, а именно: благоустроить территорию, озеленить полностью, провести достаточное освещение; оборудовать специальную мусоросборную площадку; состав, площадь, внутреннюю отделку помещений привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; провести проточное холодное и горячее водоснабжение; в помещениях провести косметические ремонтные работы; обновить оборудование, медицинскую мебель; предусмотреть санузлы, гардеробную и помещение для приёма пищи для сотрудников; обеспечить твёрдым, мягким инвентарём. Взыскать с администрации МО «Буйнакский район» в доход государства госпошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение 10 дней. Председательствующий судья Н.А. Джабраилов отпечатано в совещательной комнате