Дело N 2-153/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Буйнакск 18 апреля 2011 года Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джабраилова Н.А., с участием помощника прокурора г.Буйнакска Айланматова З.А., при секретаре Аскеровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «село Халимбекаул» о признании незаконным бездействия и понуждении к установке указателей с названием улиц и нумерации домов в с. Халимбекаул, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Буйнакска обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным заявление по тем основаниям, что прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка соблюдения жилищного и градостроительного законодательства на территории района, в ходе которой установлено, что администрацией МО «село Халимбекаул» Буйнакского района допускаются нарушения указанного законодательства. На улицах с. Халимбекаул на домах отсутствуют указатели с наименованиями улиц и нумерацией домов. Прокуратурой города дано было поручение участковым уполномоченным обследовать улицы МО «село Халимбекаул». Согласно рапорту УУМ по ОВД Буйнакскому району следует, что в ходе обследований улиц установлено, что в с. Халимбекаул отсутствуют указатели номеров домов и наименованиями улиц. Отсутствие нумерации домов создаёт неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих на территории с. Халимбекаул. Отсутствие нумерации приводит к затруднениям при оформлении официальных документов, в том числе об имущественных правах, при регистрации по месту жительства и пребывания, создаёт затруднения в доставке почтовой корреспонденции, в работе противопожарной службы, скорой медицинской помощи, что может повлечь за собой нарушение права граждан на медицинскую помощь, закреплённого ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации. Отсутствие указателей с номерами домов может привести к нарушению прав и свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, при осуществлении переписи населения, поскольку является одним из установленных законом условий её проведения. В свою очередь её результаты, отражающие официальную статистическую информацию, должны быть доступны каждому гражданину. МО «село Халимбекаул» нарушены права и законные интересы неопределённого круга лиц, а также не выполнены обязанности, предусмотренные законом. Просит признать неправомерным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по установке указателей с названием улицы и номерами домов и обязать администрацию МО «село Халимбекаул» Буйнакского района в течение 3 месяцев со дня принятия настоящего решения установить в с. Халимбекаул указатели с названием улицы и номерами домов. В судебном заседании помощник прокурора Айланматов З.А. заявленные требования поддержал полностью, просит их удовлетворить. Надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания представитель ответчика МО «село Халимбекаул» в суд не явился, однако от него поступило заявление о признании иска, в котором также содержится просьба о рассмотрении дела в их отсутствии с последующим направлением в их адрес решения суда. В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя ответчика. Изучив материалы дела, заключение помощника прокурора Айланматова З.А., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему. Статьёй 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии с п.10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п.21 ст.14 Закона к вопросам местного значения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населённых пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Согласно п.3.5.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утверждённым городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25.01.2002 N8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир. Из рапорта УУМ ОВД по Буйнакскому району следует, что в ходе обследований улиц с. Халимбекаул установлено, что отсутствуют указатели номеров домов. Из письма от 25.03.2011 N 6/269 ОУФМС России по Республике Дагестан в Буйнакском районе усматривается, что в населённых пунктах, сёлах Буйнакского района на сегодняшний день отсутствуют указательные таблички с названием улиц и номерами домов. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства МО «село Халимбекаул» выявлено, что в с. Халимбекаул отсутствуют таблички с указанием названия улиц и на домах, что и не отрицается ответчиком. До настоящего времени указатели номеров домов и наименование улиц в с. Халимбекаул не установлены. Таким образом, бездействием администрации МО «село Халимбекаул» Буйнакского района, выразившемся в непринятии мер по установке указателей с названием улиц и номерами домов, нарушаются законные права и интересы неопределённого круга лиц. При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора г.Буйнакска о признании незаконным бездействия администрации МО «село Халимбекаул» подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права и свободы граждан и организаций уплачивается 200 рублей. В соответствии со ст.333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Государственные органы и органы местного самоуправления подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Поскольку НК РФ в вышеуказанной норме закрепил льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле в порядке ч.1 ст.46 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей), принимая во внимание, что в данном случае МО «Халимбекаул» является ответчиком и не отнесено к категории лиц, освобождённых от уплаты судебных расходов, суд приходит к выводу о том, что последний должен уплатить государственную пошлину. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: заявленные требования прокурора г.Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать неправомерным бездействие администрации МО «село Халимбекаул» Буйнакского района, выразившееся в непринятии мер по установке указателей с названием улиц и номерами домов и обязать администрацию МО «село Халимбекаул» Буйнакского района в течение 3 месяцев со дня принятия настоящего решения установить в с. Халимбекаул указатели с названием улиц и номерами домов. Взыскать с администрации МО «село Халимбекаул» в доход государства госпошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий судья Н.А. Джабраилов отпечатано в совещательной комнате