Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Буйнакск 15 апреля 2011 года Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джабраилова Н.А., с участием помощника прокурора г.Буйнакска Батталова Н.Б., при секретаре Аскеровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц к Участковой больнице МО «село Халимбекаул», Администрации МО «Буйнакский район» о понуждении совершить определённые действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Буйнакска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ответчиков обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарного эпидемиологического законодательства в Участковой больнице МО «село Халимбекаул» по тем основаниям, что проведённой прокуратурой г. Буйнакска совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске проверкой установлено, что в здании участковой больницы отсутствует проточное горячее и холодное водоснабжение, вследствие чего не возможно соблюдение санитарно-эпидемиологического и дезинфекционного режим в ЛПУ; сбор, хранение и удаление медицинских отходов проводится с нарушением требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; отсутствуют одноразовые упаковочные пакеты, различных цветов в зависимости от класса опасности отходов; внутренняя отделка, площадь, набор помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10; отсутствует лицензия проведения лабораторно-диагностических процедур, рентген кабинет размещён в 2 помещениях, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии, и лицензия на проведение рентгенологических исследований; отсутствует приточно-вытяжная вентиляция; все помещения участковой больницы требуют проведения косметических ремонтных работ; отсутствует помещения для приёма пищи персоналом; приточно-вытяжная вентиляционная система отсутствует; водоснабжение от общей сельской водопроводной сети (во всей больнице функционируют только два умывальника) горячее водоснабжение отсутствует; процедурные, режимные кабинеты, санузлы, буфеты, санпропускники, лаборатория не обеспечены горячей проточной водой. Данные нарушения указаны в Акте проверки органом государственного контроля юридического лица от 24.02.2011. Просит суд обязать Участковую больницу МО «село Халимбекаул», Администрацию МО «Буйнакский район» устранить имеющиеся нарушения санитарного эпидемиологического законодательства. В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Батталов Н.Б. заявленный иск поддержал в полном объёме, и добавил, что участковая больница является социальным учреждением с постоянным пребыванием граждан, несоблюдение санитарных правил создаёт угрозу жизни и здоровью людей, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Непринятие должностными лицами мер к недопущению указанных нарушений, непринятие ими предусмотренных законодательством мер, направленных на устранение нарушений, может иметь тяжкие последствия, а потому просит удовлетворить их требования. Представитель ответчика Участковой больницы МО «село Халимбекаул» – главный врач Килясханов М.Р., в судебном заседании исковые требования признал, и пояснил, что он работает с 1990 года со дня открытии больницы, само здание приспособленное, нуждается в капитальном ремонте. Однако, не согласился с такими нарушениями как: отсутствует горячее проточное водоснабжение; процедурные, режимные кабинеты, санузлы, буфеты, санпропускники, лаборатория не обеспечены горячей проточной водой, так как это не соответствует действительности. Некоторые нарушения требуют больших денежных средств, которыми они не располагают. Просит суд удовлетворить иск прокурора. Представитель ответчика администрации МО «Буйнакский район» по доверенности Акаев С.И., в суде иск прокурора не признал, пояснив, что некоторые нарушения уже устранены. Вместе с тем в этом году принято решение о выделении денежных средств для организации мероприятий, направленных на производство ремонтных и восстановительных работ названной участковой больницы. Администрация района в первоочередном порядке будет устранять нарушения в сфере санитарно-эпидемиологических норм по соблюдению правил сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ. В помещениях больницы будут проводиться косметические работы, напольные поверхности будут застелены новым линолеумом, ламинатом. Внутренняя отделка, площадь, набор помещений будет соответствовать гигиеническим требованиям. Вместе с тем, значительное внимание будет уделяться организации помещения для приёма пищи сотрудников, а также обновлению мебели в больнице. Приточно-вытяжная вентиляция системы будет налажена, и введена в действие. Просит суд в иске прокурора отказать. Заслушав объяснения сторон, прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что на основании проведённой прокуратурой г. Буйнакска совместно с ТОУ Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске проверкой выявлено, что сбор, хранение и удаление медицинских отходов проводится с нарушением требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; отсутствуют одноразовые упаковочные пакеты, различных цветов в зависимости от класса опасности отходов; внутренняя отделка, площадь, набор помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10; отсутствует лицензия проведения лабораторно - диагностических процедур, рентген кабинет размещён в 2 помещениях, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии, и лицензия на проведение рентгенологических исследований; отсутствует приточно-вытяжная вентиляция; все помещения участковой больницы требуют проведения косметических ремонтных работ; отсутствует помещения для приёма пищи персоналом; приточно-вытяжная вентиляционная система отсутствует. Данные нарушения указаны в Акте проверки органом государственного контроля юридического лица от 24.02.2011. В судебном заседании установлено и подтверждается показаниями представителей ответчиков Акаева С.И. и Килясханова М.Р., данные пункты акта в настоящий момент не выполнены. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом согласно ст.1 Закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу положений ч.1 ст.4 Закона определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2-3 Закона нормативное правовое регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьёй 24 Закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта. Согласно данной правовой норме при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. 1 Устава МУЗ «Буйнакская центральная районная поликлиника» (далее – Устава), она является муниципальным учреждением, координацию и регулирование деятельности, которого осуществляет Администрация Буйнакского района и Министерство здравоохранения Республики Дагестан. Согласно п. 6 Устава Учреждение имеет в своём составе обособленное подразделение – Участковая больница с.Халимбекаул. Согласно п. 14 Устава, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: бюджетные ассигнования и другие поступления от Минздрава РД; доходы, полученные от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых Учреждением, средств безвозмездных поступлений и иной, приносящей доход деятельности, деятельность Учреждения также финансируется в соответствии с законодательством. При таких обстоятельствах, на основании изложенного и ст. ст. 45, 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона, Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58, СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 N 2, суд удовлетворяет иск прокурора, обязав ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд учитывает, что требования прокурором заявлены в порядке ст. 45 ГПК РФ и наличие действующего Акта проверки органом государственного контроля юридического лица от 24.02.2011 не может препятствовать обращению прокурора в суд с требованием об устранении имеющихся нарушений. В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Аналогичная норма содержится и в ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина оплачивается по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в случае, если истец освобождается от уплаты государственной пошлины, ответчиком (если он не освобождён от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В соответствии со ст.333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Государственные органы и органы местного самоуправления подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Поскольку НК РФ в вышеуказанной норме закрепил льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле в порядке ч.1 ст.46 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей), принимая во внимание, что в данном случае Администрация МО «Буйнакский район» является ответчиком и не отнесено к категории лиц, освобождённых от уплаты судебных расходов, суд приходит к выводу о том, что последний должен уплатить государственную пошлину. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковое заявление прокурора г.Буйнакска удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Буйнакский район» и Участковую больницу МО «село Халимбекаул» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании больницы, расположенном по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, с.Халимбекаул, а именно: сбор, хранение и удаление медицинских отходов проводить в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; приобрести одноразовые упаковочные пакеты, различных цветов в зависимости от класса опасности отходов; внутреннюю отделку, площадь, набор помещений привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10; приобрести лицензию на проведение лабораторно - диагностических процедур, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии, на проведение рентгенологических исследований; установить приточно-вытяжную вентиляционную систему; во всех помещениях участковой больницы провести косметические ремонтные работы; предусмотреть помещение для приёма пищи персоналом. Взыскать с администрации МО «Буйнакский район» в доход государства госпошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение 10 дней. Председательствующий судья Н.А. Джабраилов отпечатано в совещательной комнате