об оспаривании решения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 6 октября 2009 г.

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи- Магомедова А.Ю.

при секретаре – Гереевой С.М.

            рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению ФИО12  «об оспаривании решения УОПФР Буйнакского района от 23.07.09 г. за № 1482 об отказе в назначении пенсии»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО13 обратилась в суд с названным заявлением по тем основаниям, что 15 июля 2009г. на основании решения Буйнакского районного суда от 03 июля 2009г. она обратилась с заявлением в УОПФР по РД в  Буйнакском районе о назначении и выплате трудовой пенсии.

Управлением ОПФР по РД в Буйнакском районе Решением от 23.07.2009 г. ей в назначении пенсии отказано в связи с тем, что по представленным документам ее страховой стаж составляет 21 г. 6 мес. 4 дня. Специальный стаж равен 18 лет 4 мес. 7 дням, в то время как в соответствии со ст. 21. 1. 20. Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. требуется 30 лет. Работа в должности медсестры Дома интернат для престарелых и инвалидов дает право на досрочное пенсионное обеспечение при наличии 25 лет льготного стажа в сельской местности, либо при наличии 30 лет смешанного льготного стажа, т.е. в городе и в селе по ст.28 п.1. п.п. 11 ФЗ от 17.12.2001 г. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без сохранения зарплаты, учеба не засчитываются в льготный стаж на основании Постановлении Правительства № 516 от 11.07.2002г. Не засчитывается в льготный стаж т.к. учреждение было переименовано на «пансионат», что не соответствует списку должностей и учреждении здравоохранение, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслуг и лет в связи с лечебной деятельностью Постановление Правительства № 781 от 29.10.2002г.

            Данное решение Управления ОПФ РФ по РД в Буйнакском районе она считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

1. С 01.08.1986г. она принята на должность медсестры 7 отделения Республиканской Туберкулезной Больницы г. Буйнакска.

2. с 17.01.1991г. освобождена от занимаемой должности медсестры 7 отделения Республиканской Туберкулезной Больницы г. Буйнакска.

3. 15.01.1991 г. принята на работу медсестрой дома интернат для престарелых и инвалидов с В-Казанище.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173 льготная пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Специальный стаж на 2009 г. составляет 28 лет 2 мес. 15 дней, в соответствии с ее расчетом 2009г.-1986г.=23х15=345/12=28 лет 2 мес. 15 дней - общий стаж на 2009 г., а так же утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".  

            Пункт 5 Правил гласи: периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449, - см. предыдущую редакцию); *5.а)

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

5. Согласно информационного письма Минтруда РФ и ПФР от 4 ноября 2002 г. № 7392 ЮЛ/ЛЧ 25-25/10067 « о зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам» следует, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам необходимо рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ»

ФИО38. так же ссылается на аналогичное решение Буйнакского районного суда от 10 августа 2009 г. по делу Даварслановой А.М. к ОПФРФ по РД в Буйнакском районе, которая тоже работала с 1983 г. в Доме престарелых и инвалидов. В производстве которой было установлено, что Пансионат Казанищенский выполнял те же функции, что и дом интернат для престарелых и инвалидов.

С учётом этих обстоятельств она имеет общий стаж работы более 28 лет 2 мес. 15 дней что даёт ей право на льготную пенсию.

В связи с чем, просит суд признать решение УОПФР по РД Буйнакского района по откату в назначении ей пенсии незаконным и обязать их назначить ей трудовую пенсию.

В судебном заседании представитель заявителя Бамматов У.М., действующий по доверенности, поддержал требования своего о доверителя и просит удовлетворить их в полном объеме, признав действия ОПФР по РД Буйнакского района по отказу в назначении пенсии ФИО15. неправомерными и обязать УОПФР назначить и выплатить ФИО14. пенсию со дня обращения в пенсионный фонд 03 июля 2009г.

Представитель заинтересованного лица УОПФР по РД в  Буйнакском районе специалист Абакарова Патимат Абдулаевна заявленные требования ФИО16. не признала и пояснила суду, что в соответствии п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. То есть, при трудовом стаже в сельской местности и поселках городского типа – льготный стаж должен быть 25 лет, а при трудовом стаже в сельском местности, поселках городского типа и в городе – так называемом смешанном стаже – льготный стаж должен быть 30 лет.

По представленной ГУ – ОПФР по РД в Буйнакском районе трудовой книжке, ФИО17. начала свою трудовую деятельность с работы в Республиканской Туберкулезной больнице г. Буйнакска с 01.08.1986 года по 17.01.1991 года. Для подтверждения этого периода стажа был сделан запрос в ГУ-ОПФР по РД в г. Буйнакске, на который был получен ответ 31.08.2009 г., входящий номер 714. По составленному акту документальной проверки: ФИО18., действительно, была принята на работу 01.08.1986 года на основании приказа № 138 п. 1 от 01.08.1986 года на должность медсестры Туберкулезной больницы, освобождена от занимаемой должности 01.02.1989 г. по приказу № 5 от 01.02.1989 г. п. 9. По истечении шести месяцев ФИО19 была принята на работу, повторно, по приказу № 85 от 18.08.1989 года п.8 и уволена по приказу № 4 от 17.01.1991 года п.1 Записи об освобождении от занимаемой должности 01.02.1989 года и повторном принятии 18.08.1989 г. в трудовой книжке отсутствуют, хотя при сдаче работодателем сведений о трудовом стаже сотрудников по форме СЗВ–К, в 2003 году, периоды работы ФИО20. представлены соответственно акту документальной проверки. В связи с этим, они полагают, что записи в трудовой книжке были исправлены намеренно, без указания перерыва в работе.

Далее, ФИО21. была принята на работу в Дом – интернат для престарелых и инвалидов с 15.01.1991 г. Периоды с 03.03.1994 г. по 01.04.1995г. и с 19.09.2002 г. по 01.12.2003 г. находилась в отпуске по уходу за детьми.

Периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми, предоставляемый по истечении срока больничного листа, не включается в стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, определенными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, начиная 06.10.1992 г., если обращение за назначением пенсии последовало после 17.07.2002 г.

Следовательно, периоды с 27.02.1994 г. по 31.03.1995 г. и с 29.07.2002 г. по 30.11.2003 г. не включается в льготный стаж.

Периоды работы с 02.03.1998 г. по 23.08.2002 г., а также, не засчитывается в льготный стаж, т.к. учреждение было переименовано на «пансионат», что не соответствует Списку наименований должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по Постановлению Правительства № 781 от 29.10.2002 года.

Приведенные заявительницей расчеты льготного трудового стажа неверные, поскольку при «смешанной» выслуге необходимо выработать 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в выслугу лет за один год и 3 месяца. Во - всех других случаях, работа засчитывается в календарном порядке (один год работы за один год выслуги).

Таким образом, при суммировании, льготный стаж на дату подачи заявления, 15.07.2009 г., составляет – 18 лет 5 месяцев 24 дня, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, т.к. требуемый стаж 30 лет. В связи с чем исковых требованиях ФИО22. просит отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с гл.25 ГПК РФ действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Эта же статья ГПК РФ предусматривает, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Факт обращения ФИО23. в ОПФР по РД в Буйнакском районе за назначением пенсии и отказа ей подтверждается Решением комиссии от 23.07.09 г.

Из исследованного в судебном заседании трудовой книжки следует, что ФИО24. принята на должность медсестры 7 отделения Республиканской Туберкулезной Больницы г. Буйнакска 01.08.1986 г. согласно приказа № 164, освобождена с 17.01.1991г. от занимаемой должности медсестры согласно приказа № 4 и в последующем 15.01.1991г. принята на работу медсестрой дома интернат для престарелых и инвалидов с В-Казанище и по настоящее время работает в данном учреждении. Сведений об увольнении, переводе на другую должность не имеется.

Согласно акта документальной проверки установлено, что ФИО25., действительно, была принята на работу 01.08.1986 года на основании приказа № 138 п. 1 от 01.08.1986 года на должность медсестры Туберкулезной больницы, освобождена от занимаемой должности 01.02.1989 г. по приказу № 5 от 01.02.1989 г. п. 9. По истечении шести месяцев ФИО26. была принята на работу, повторно, по приказу № 85 от 18.08.1989 года п.8 и уволена по приказу № 4 от 17.01.1991 года п.1 Записи об освобождении от занимаемой должности 01.02.1989 года и повторном принятии 18.08.1989 г. в трудовой книжке отсутствуют.

Таким образом, доводы представителя заинтересованного лица УОПФР по РД в  Буйнакском районе в части отсутствия записи в трудовой книжке об освобождении от занимаемой должности 01.02.1989 года и повторном принятии 18.08.1989 г. нашли подтверждение, и это обстоятельство подтверждает факт перерыва в трудовой деятельности ФИО27. в Туберкулезной больнице г.Буйнакска в течение шести месяцев – с 01.02.1989 г. по 18.08.1989 года, и суд находит, что доводы представителя заинтересованного лица  - УОПФР по РД о необходимости исключения этого периода из стажа работы заявителя, являются обоснованными.

В части периода работы ФИО28. с 02.03.1998 г. по 23.08.2002 г. - когда учреждение было переименовано на «пансионат», суд находит что данный период работы подлежал включению в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию.

Так, из приказа №7 от 02.03.1998 г. следует, что Дом интернат для престарелых и инвалидов переименован в пансионат «Казанищенский», а приказом №100 от 23.08 2002 г. пансионат вновь переименован в Дом интернат для престарелых и инвалидов и под этим названием функционирует в настоящее время.

Согласно Устава Пансионата данная организация является государственным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения, предназначенного для постоянного проживания престарелых граждан, инвалидов 1 и 2 группы в возрасте от 16 лет и старше, нуждающихся в уходе, медикосоциальном обслуживании, реабилитационных услугах и социально трудовой адаптации. Исследованием указанным документом установлено, что пансионат «Казанищенский», который был переименован в Дом интернат для престарелых и инвалидов выполнял те же функции что и Дом интернат.

Таким образом суд находит, что отказ ГУ управления ПФР по РД в  Буйнакском районе во включении периода работы ФИО30. с 02.03.1998 г. по 23.08.2002 г. в пансионате «Казанищенкский» в специальный стаж для назначения льготной пенсии является неправомерным.

В части нахождения ФИО31. в отпусках по уходу за ребенком с  27.02.1994 г. по 31.03.1995 г. и с 29.07.2002 г. по 30.11.2003 г. суд находит что эти периоды не подлежат включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии по следующим основаниям.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

ФИО32. находилась в отпусках по уходу за ребенком в периоды с  27.02.1994 г. по 31.03.1995 г. и с 29.07.2002 г. по 30.11.2003 г., то есть данные периоды времени имели место после вступления в силу названного выше Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1, положениями которого не предусматривалась возможность включения периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

            В части расчета льготного стажа для назначении пенсии суд исходит из следующего.

            Права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии определены ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».  

            Подпункт 20 п.1 данной статьи предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

            Согласно пункта 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.  

Часть 2 данного пункта предусматривает, что исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Таким образом, законодательством определено, что лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

В то же время, по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В связи с указанным, суд находит что период работы заявителя ФИО33. в сельской местности до 1 ноября 1999 года при ее смешанном стаже стаж работы подлежит исчислению в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Этот вывод суда соответствует позиции Верховного суда РФ, определенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

            С учетом изложенного, стаж ФИО37. составляет: 

1. Период работы с 01.08.1986 г. по 02.02.1989 г. на должности медсестры Туберкулезной больницы в г.Буйнакске – работа в городе, стаж учитывается календарно – 2 года 6 месяцев 2 дня.  

2. Период работы с 19.08.1989 г. по 17.01.1991 г. на должности медсестры Туберкулезной больницы в г.Буйнакске – работа в городе, стаж учитывается календарно – 1 года 4 месяца 26 дней.

3. Период работы с 15.01.1991 г. по 26.02.1994 г. на должности медсестры в Доме – интернате для престарелых и инвалидов в с.В.Казанище – работа в сельской местности, стаж календарный 3 года 1 месяц 12 дней, учитывается льготно с применением коэффициента 1,3 – 3 года 10 месяцев 22 дня.  

4. Период с 27.02.1994 г. по 31.03.1995 г. отпуска по уходу за ребенком (дата рождения ребенка – 27.12.1993 г.)   не подлежит включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии.  

5. Период работы с 01.04.1995 г. по 01.03.1998 г. на должности медсестры в Доме – интернате для престарелых и инвалидов в с.В.Казанище – работа в сельской местности, стаж календарный 2 года 11 месяцев 1 день учитывается льготно с применением коэффициента 1,3 – 3 года 7 месяцев 23 дня.  

6. Период работы с 02.03.1998 г. по 28.07.2002 г. на должности медсестры в пансионате «Казанищенский» в с.В.Казанище – работа в сельской местности, стаж календарный 4 года 4 месяца 29 дней, учитывается льготно с применением коэффициента 1,3 – 5 года 6 месяцев 6 дней.  

7. Период с 29.07.2002 г. по 30.11.2003 г. отпуска по уходу за ребенком (дата рождения ребенка – 29.05.2002 г.)   не подлежит включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии. 

8. Период работы с 01.12.2003 г. по 15.07.2009 г. на должности медсестры в Доме – интернате для престарелых и инвалидов в с.В.Казанище – работа в сельской местности, стаж календарный 5 года 7 месяцев 15 дней учитывается льготно с применением коэффициента 1,3 – 7 года 0 месяцев 11 дня.  

Таким образом, общий специальный стаж ФИО34. составляет 24 года 0 месяцев 0 дней.

Так как, при смешанном стаже работы (в городе и сельской местности), для выхода на пенсию ранее достижения пенсионного возраста необходимо иметь 30 лет специального стажа, имеющегося у ФИО36. стажа работы недостаточно для назначения ей пенсии в порядке, предусмотренном подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

   В связи с изложенным, суд находит, что решение ГУ-ОПФР по РД в Буйнакском районе №1482 от 23.07.2009 г. об отказе в назначении пенсии Салаховой А.А. принято в соответствии с законом и в пределах полномочий ГУ-ОПФР по РД в Буйнакском районе. Права и законные интересы Салаховой А.А. этим решением не нарушены, в связи с чем в удовлетворении ее заявления подлежит отказать. 

   В силу изложенного и руководствуясь ст.194-197, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

   В удовлетворении заявления ФИО35. отказать.

Мотивированное решение составлено 11 октября 2009 года.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

          Председательствующий А.Ю. Магомедов.