Дело № 2-151/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2011г. г.Буйнакск Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедовой Н.Р., с участием помощника прокурора г.Буйнакска Айланматова З.А., при секретаре Бекбулатовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай», Буйнакского района о признании незаконным бездействия и понуждении к установке указателей с названием улиц и нумерации домов в с.В-Дженгутай, Буйнакского района, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Буйнакска обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным заявление по тем основаниям, что прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка соблюдения жилищного и градостроительного законодательства на территории района, в ходе которой установлено, что администрацией МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай», Буйнакского района допускаются нарушения указанного законодательства. На улицах с.В-Дженгутай, Буйнакского района на домах отсутствуют указатели с наименованиями улиц и нумерацией домов. Прокуратурой города было дано поручение участковым уполномоченным обследовать улицы МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай». Согласно рапорту УУМ по ОВД Буйнакскому району следует, что в ходе обследований улиц установлено, что в с. В-Дженгутай отсутствуют указатели номеров домов и наименованиями улиц. Отсутствие нумерации домов создаёт неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих на территории с.В-Дженгутай. Отсутствие нумерации приводит к затруднениям при оформлении официальных документов, в том числе об имущественных правах, при регистрации по месту жительства и пребывания, создаёт затруднения в доставке почтовой корреспонденции, в работе противопожарной службы, скорой медицинской помощи, что может повлечь за собой нарушение права граждан на медицинскую помощь, закреплённого ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации. Отсутствие указателей с номерами домов может привести к нарушению прав и свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, при осуществлении переписи населения, поскольку является одним из установленных законом условий её проведения. В свою очередь её результаты, отражающие официальную статистическую информацию, должны быть доступны каждому гражданину. МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» нарушены права и законные интересы неопределённого круга лиц, а также не выполнены обязанности, предусмотренные законом. Просит признать неправомерным бездействие МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай», выразившееся в непринятии мер по установке указателей с названием улицы и номерами домов и обязать администрацию МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» Буйнакского района в течение 3 месяцев со дня принятия настоящего решения установить в с.В-Дженгутай, Буйнакского района указатели с названием улицы и номерами домов. В судебном заседании помощник прокурора Айланматов З.А. заявленные требования поддержал полностью, просит их удовлетворить. Представитель администрации МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай», Буйнакского района по доверенности Магомачиев А.К. заявление прокурора г.Буйнакска признал полностью и пояснил, что администрация села проводит определенную работу по устранению недостатков выявленных прокуратурой г.Буйнакска. Они неоднократно обращались в администрацию района с просьбой о выделении денежных средств, однако денег не было выделено. Обязуются устранить нарушения выявленные прокуратурой г.Буйнакска по мере поступления денежных средств. Изучив материалы дела, заключение помощника прокурора Айланматова З.А., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему. Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии с п.10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п.21 ст.14 Закона к вопросам местного значения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населённых пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Согласно п.3.5.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утверждённым городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25.01.2002 N8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир. Из рапорта УУМ Карамахинского ПОМ Саидова М.И. от 24.03.2011г. следует, что в ходе обследований улиц с.В-Дженгутай установлено, что отсутствуют название улиц и нумерация домов. Из письма от 25.03.2011 N 6/269 ОУФМС России по Республике Дагестан в Буйнакском районе усматривается, что в населённых пунктах, сёлах расположенных на территории Буйнакского района РД, на сегодняшний день отсутствуют указательные таблички с нумерациями домов и наименований улиц. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» выявлено, что в с.В-Дженгутай отсутствуют таблички с указанием названия улиц и на домах, что и не отрицается главой администрации Курбановым Г.Р. До настоящего времени указатели номеров домов и наименование улиц в с.В-Дженгутай не установлены. Таким образом, бездействием администрации МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» Буйнакского района, выразившемся в непринятии мер по установке указателей с названием улиц и номерами домов, нарушаются законные права и интересы неопределённого круга лиц. При указанных обстоятельствах и принимая во внимания признание МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» заявления, суд принимает признание заявления и считает, что в порядке, предусмотренном ст.ст. 254-257 ГПК РФ, заявление прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п. 7 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающих права и свободы граждан и организаций уплачивается 200 рублей. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следовательно, государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию в доход государства с администрации МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай», Буйнакского района. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования прокурора г.Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать неправомерным бездействие администрации МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» Буйнакского района, выразившееся в непринятии мер по установке указателей с названием улиц и номерами домов и обязать администрацию МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай» Буйнакского района в течение 3 месяцев со дня принятия настоящего решения установить в с.В-Дженгутай, Буйнакского района указатели с названием улиц и номерами домов. Взыскать с администрации МО сельское поселение «село Верхний Дженгутай», Буйнакского района в доход государства госпошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней. Председательствующий Н.Р. Магомедова. Отп в сов. комн.