РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации « 16» апреля 2010г. г.Буйнакск. Буйнакский районный федеральный суд РД, в составе: председательствующего судьи Магомедовой Н.Р. при секретаре Бекбулатовой С.Р. с участием прокурора Мирзалиева А.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Буйнакска в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «село ...» о признании незаконными бездействия администрации и главы муниципального образования «село ...» и об обязании администрацию и главу муниципального образования «село ...» Буйнакского района организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Буйнакска обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с указанным заявлением, которого поддержал в судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Мирзалиева А.О., по тем основаниям, что Прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями Буйнакского района требований законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «село ...». В ходе проверки установлено, что деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО «село ...» осуществляется жителями села. Отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине села, на стихийно организованной администрацией свалке мусора, отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых и в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных и климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вывезенные жителями села и силами самой администрации ... бытовые и производственные отходы размещены и складированы на стихийно организованной администрацией села (полигоне) мусоросвалке, на окраине сельского поселения, которая не имеет владельца или собственника и используется без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно- эпидемиологического заключения; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработанного регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора. Указанные нарушения закона допущены по вине МО «село ...» Буйнакского района и они имеют место по настоящее время. Договоры с гражданами на вывоз мусора не заключены. Кроме того, не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Просит суд признать незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «село Ишкарты» и обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» Буйнакского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Заинтересованное лицо – глава МО «село ...», Буйнакского района, Джамбаев А А требования прокурора г.Буйнакска признал частично и пояснил, что решением Сельского Собрания ... определено место для сбора мусора которое расположено в местности «...». Для вывоза мусора администрацией села заключен договор транспортного средства частного лица, который один раз в неделю, т.е. в субботу производит вывоз мусора. Однако осуществить утилизацию мусора администрация села не имеет возможности. Третье лицо - председатель Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Сайпуллаев А М в суде также поддержал заявленные требования прокурора в полном объёме и просит их удовлетворить. Исследовав материалы дела, выслушав, помощника прокурора г. Буйнакска РД Мирзалиева А.О., суд находит названные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Из исследованных судом: - устава МО «село ...», Буйнакского района, усматривается, что администрация МО «село ...» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами; - протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей природной среды и природопользования, акта за Номер обезличен А и предписания об устранении ( предотвращении) экологического правонарушения от 16.09.2009г., видно, что Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию были выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и на основании протокола об экологическом правонарушении и акта МО «село ...» предписано осуществить мероприятия по устранению (предотвращению) выявленного экологического правонарушения; - акта проверки за Номер обезличенА от 18.02.2010г. и объяснения главы МО «село ...» от 19.02.2010г., видно, что Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию была проведена проверка в отношении МО «село ...», Буйнакского района с целью контроля исполнения предписаний об устранений нарушений выявленных в ходе предыдущей проверки от 16.09.2009г., в ходе которой выявлены факты невыполнения вышеназванного предписания, по поводу чего у главы МО «село ...» были взяты объяснения; Таким образом, оценив приведенные доказательства в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ, судом установлено, что Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан производился осмотр территории МО «село ...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село ...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Также суд учитывает, что с момента первой проверки 16.09.2009г. МО «село ...» не было принято каких-либо мер, в том числе для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ, однако администрацией МО «село ...» требования Конституции и вышеуказанных законов не исполняются, на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А потому прокурор г.Буйнакска обоснованно обратился в суд с указанным заявлением, защищая интересы неопределенного круга лиц и считает, что в порядке, предусмотренном ст.ст. 254-257 ГПК РФ заявление прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора г.Буйнакска удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «село ...» Буйнакского района РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения. Обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» Буйнакского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством: - организовать уборку территории МО «село ...» Буйнакского района от твёрдых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88; - в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село Ишкарты», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие); - в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: 1) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей; 2) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования; 3) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса; - в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территорий населённых пунктов; - в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. - в течении 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать стихийно организованную на окраине и внутри села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой. - с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине и внутри села ..., Буйнакского района. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней. Председательствующий судья: Н.Р. Магомедова. Отп. в сов.комн.