РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Буйнакск 27 сентября 2010 г. Буйнакский районный суд республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова А.Ю., с участием представителя заявителя по доверенности адвоката Абдурагимова Р.И. при секретаре Мурклинской А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алибековой П. А. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан и МО «Буйнакский район об оспаривании бездействий незаконными, УСТАНОВИЛ: Заявитель Алибековой П. А. обратилась в суд по тем основаниям, что она проживает в с. ... Буйнакского района в одном домовладении как одна семья с ведением общего хозяйства со следующими членами семьи: сыном Батырмурзаева Н. А. Дата обезличена.р.; снохой Батырмурзаевой Д Н Дата обезличена г.р.; и внуками Батырмурзаевым А Н Дата обезличена г.р.; Батырмурзаевым А Н Дата обезличена г.р.; и Батырмурзаевым Н Н Дата обезличена г.р. Основаниями для подачи заявления указано, что Алибековой П. А. как вдова ветерана ВОВ Батырмурзаева А. Дата обезличена г.р. имеет право на улучшение жилищных условий. Согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны ВОВ и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления. С учетом внесенных ФЗ от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ изменений, исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РД установлен размер безвозмездной субсидии на приобретение жилья, который с 1 апреля 2010 г.составляет 819 000 рублей. Она как вдова ветерана ВОВ Батырмурзаева А. Дата обезличена г. рождения имеет право на улучшение жилищных условий. Между тем администрация района и Минтруд РД приняли ее документы на рассмотрение, однако бездействуют и не принимают письменного решения об отказе или в удовлетворении предоставлении субсидии на приобретения жилья чем она считает нарушаются ее права и законные интересы предоставленные ее вышеуказанными нормами права. Просит признать незаконным бездействия администрации МО «Буйнакский район» Минтруда и социального развития РД. Обязать администрацию МО «Буйнакский район» документы для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья и включить Минтруду и социального развития РД в список получателей субсидии как вдову ветерана ВОВ в список получателей безвозмездной субсидию в размере 819 000 рублей на улучшение жилищных условий. В судебном заседании представитель Алибековой П. А. по доверенности адвокат Абдурагимов Р.И. заявленные требования своего доверителя поддержал по указанным в заявлении основаниям и пояснил суду, что ее документы на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий были направлены администрацией района в Минтруд и социального развития РД в середине апреля месяца текущего года, и лишь по истечении 4-5 месяцев было отказано в устной форме, что она не нуждается в улучшении жилищных условий и внуки проживающие вместе с Алибековой П. А. и сноха не могут являться членами семьи, с чем она не согласна. Алибековой П. А. предоставляло свое жилое помещение указанным лицам как членам своей семьи, они вели общее хозяйство. Совместно проживающие с ней лица не возражают о признании их членами ее семьи. Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития РД, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание своего представителя не направило. От Министерства труда и социального развития РД в суд поступили возражения на заявление, в котором заинтересованное лицо просит рассмотреть дело без участия его представителя с учетом позиции изложенной в возражениях. В своих возражениях заинтересованное лицо указало следующее. Право на социальную поддержку в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», осуществляется лишь в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц. Согласно ст. 51 ч.1 п.2 ЖК РФ нуждающимися признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст.31 ЖК к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Решением Собрания депутатов МО «Буйнакский район» учетная норма принятия на учет граждан в МО «Буйнакский район» составляет 12 кв. м. на одного человека. Согласно техническому паспорту на жилой дом, владельцем которого Алибековой П. А. является собственником жилого дома общей площадью 56 кв.м. Совместно с Алибековой П. А. в принадлежащем ей жилом доме проживают 5 человек. К членам семьи заявителя в соответствии с требованиями ч.1 ст. 31 ЖК РФ отнесены она, ее сын со снохой и 3-ое внуков. Обеспеченность семьи Алибековой П. А. составляет 56 кв.м.: 2 чел.=28 кв.м., что превышает учетную норму 12 кв.м. по МО «Буйнакский район». Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Алибековой П. А. не нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Правительства РД от 25.12.2007 г. № 348, которым утверждены Форма и Порядок представления безвозмездной субсидии на приобретение жилья инвалидам и участникам ВОВ и нуждающимся в улучшении жилищных условий учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано соответствующими документами и администрация муниципальных районов представляют в Минтруда и социального развития РД уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. Однако, в случае не оформления в установленном порядке учетного дела Алибековой П. А. она не может быть включена в список лиц-получателей безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий. Кроме того, получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Заявление подается лично каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов. Такое заявление также отсутствует. Утверждения Алибековой П. А. относительно признания членами семьи, проживающих совместно с ней лиц также необоснованны в соответствии с п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14, О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ. Алибековой П. А. не были представлены доказательства ведения вселенными ею лицами совместно с ней общего хозяйства и не указаны исключительные обстоятельства в связи, с которыми данные лица могут быть признанны членами ее семьи, также не представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, в котором проживают собственник и вышеуказанные лица. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Письмом, поступившим в суд 27.09.2010 г., Министерство просило рассмотреть дело 27.09.2010 г. без их участия. Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Буйнакский район», надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От Администрации МО «Буйнакский район» в суд поступило заявление, в котором указывается, что Администрации МО «Буйнакский район» по заявлению Алибековой П. А. каких-либо возражений не имеет, просит рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявление без участия представителей заинтересованных лиц Министерства труда и социального развития РД и Администрации МО «Буйнакский район». Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Алибековой П. А. в подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Так, из исследованном в судебном заседании документов в учетном деле Алибековой П. А. из справки Отдела военного комиссариата РД по г. Буйнакску и Буйнакскому району от Дата обезличена г. Номер обезличен усматривается, что Батырмурзаева А. Дата обезличена года рождения являлся участником Великой Отечественной войне с 06.01.1942 г. по 07. 1942 г. и умер Дата обезличена г. в с. ... Буйнакского района, о чем составлена запись акта о смерти за Номер обезличен ... с/администрацией Буйнакского района. (Свидетельство о смерти Номер обезличен Номер обезличен). Факт состояния в фактически брачных отношениях Алибековой П. А. и Батырмурзаева А. подтверждается свидетельством о браке Номер обезличен Номер обезличен, где произведена запись за Номер обезличен от Дата обезличена г. и после регистрации брака присвоена фамилии мужу Батырмурзаева Н. А., жене Алибековой П. А.. Из удостоверения серия Номер обезличен от Дата обезличена г.на имя Алибековой П. А., выданного управлением соц. Защиты в МО «Буйнакский район», усматривается, что предъявитель настоящего удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Из постановления администрации МО «...» от 04.02.2010 г. Номер обезличен усматривается, что Алибековой П. А.как вдова умершего ветерана ВОВ поставлена на учет для улучшения жилищных условий. Из акта проверки жилищных условий заявителя от 04.02.2010г. свидетельствует о том, что Алибековой П. А. как вдова участника ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий и поставлена на учет администрацией МО «сельсовет «...» по основанию, что на занимаемом жилой площади 56 кв.м. проживает она вместе членами семьи состоящее из 5 человек. Из справки администрации МО «сельсовет «...» от 04.02.2010 г. Номер обезличен усматривается также, что в состав семьи Алибековой П. А. входят еще 5 человек. Согласно справкам филиала по Буйнакскому району ГУП «...» выданной Алибековой П. А. от 24.02.2010 г. она является собственником жилого дома расположенного в с. ... Буйнакского района общей площадью 56 кв.м.. Указанные документы свидетельствуют о том, что Алибековой П. А., как вдова участника ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий и поставлена на учет администрацией МО «сельсовет «...». В материалах гражданского дела нет сведений о том, что учетное дело было направлено из администрации МО «Буйнакский район» в Министерство труда и социального развития РД. Однако, допрошенная судом в качестве свидетеля Раджабова А. М. – начальник отдела по вопросам семьи, женщин и детей УСЗН в МО «Буйнакский район» показала, что будучи в Минтруда и соцразвития РД получила от Гасанбековой Л. 4 учетных дела по ..., среди которых было учетное дело на имя Алибековой П. А.,. для передачи их в администрацию Буйнакского района, передала их Алиевой З. – зам. управделами администрации МО «Буйнакский район». При этом, официального препроводительного письма, не было, письменного отказа указанным лицам, в том числе Алибековой П. А., во включении в списки на получение свидетельства также не было. Гасанбековой Л.. просила ее передать устно что если по указанным лицам будут решения суда о признании членами семей лиц, указанных в составе их семей, то тогда эти лица будут включены в списки на получение свидетельств. Ответы самим гражданам, чьи дела были возвращены через нее, Министерство не дало. Факт нахождения учетного дела Алибековой П. А. в Министерстве труда и социального развития подтверждается и штампом Министерства на обложке учетного дела, где проставлен входящий номер 1423 и дата от 21.04.2010 г. Таким образом, судом установлено, что Алибековой П. А. о принятом Министерством труда и социального развития РД решении в отношении нее официально не сообщено, что является нарушением требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Факт того, что Алибековой П. А. не включена Министерством труда и социального развития РД в списки на улучшение жилищных условий, подтверждается возражениями Министерства, представленными в суд, которыми подтверждается утверждается Министерство утверждает что Алибековой П. А. не нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 г. за №348 «О ФОРМЕ И ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ СУБСИДИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ВСТАВШИМ НА УЧЕТ ИНВАЛИДАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И УЧАСТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ВСТАВШИМ НА УЧЕТ ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА ИНВАЛИДАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ИНВАЛИДОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ» Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет, членов семей умерших участников Великой Отечественной войны. Указанными Правилами также предусмотрено, что: Пункт 2. Администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. Пункт 3. Список нуждающихся в улучшении жилищных условий представляется администрациями муниципальных районов и городских округов в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Пункт 6. Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в целях предупреждения нецелевого использования проверяет полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», его п.4 ч.1 ст.21 которым предусмотрено, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в виде мер социальной поддержки обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем один раз независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 этого же ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии со ст.ст. 51 и 52 ЖК РФ. В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, законом предусмотрено, что постановка на учет для улучшения жилищных условий Алибековой П. А. при наличии на то оснований, осуществляется органом местного самоуправление пор месту жительства, то есть администрацией МО «сельсовет «...». Такое решение и было принято, что подтверждается исследованным в судебном заседании постановлением администрации МО «сельсовет «...» от 04.02.2010 г. Номер обезличен. Снятие с учета в соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ осуществляется – тем же органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. Основания снятия с учета определены в ч.1 ст. 56 ЖК РФ, среди которых: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Таким образом, Министерство труда и социального развития РД, исходя из возражений в суд на заявление Алибековой П. А., утверждает, что имеется основание для снятия ее с учета указанное в п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ – что в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, выявлены сведения, не соответствующие действительности. В возражениях Министерство труда и социального развития РД со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ определило в составе семьи Алибековой П. А. 2-х человек ее и сына Батырмурзаева Н. А. и указало, что на 2 человек приходится по 28 кв.м. (56:2), что превышает учетную норму, в связи с чем считает что Алибековой П. А. не нуждается в улучшении жилищных условий. Суд находит, что Министерство труда и социального развития РД необоснованно сужает круг лиц, которые законодательством отнесены к членам семьи, ссылаясь при этом только на первое предложение части 1 ст. 31 ЖК РФ, где указано что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом Министерство труда и социального развития РД необоснованно не приняло во внимание последующее положение ч.1 ст. 31 ЖК РФ в котором указано, что другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Выводы суда в этой части основаны на правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», усматривается, что для признания супруга, а также детей и родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Таким образом, суд находит, что для признания членами семьи Алибековой П. А., необходимо наличие воли собственника жилого помещения на вселение их в жилое помещение как членов семьи, а также фактическое проживание этих лиц в данном жилом помещении с ведением общего хозяйства. В то же время наличие воли Алибековой П. А. как собственника жилья на вселение в качестве членов семьи в свой жилой дом указанных ею лиц, подтверждается ее заявлением в суд, а также сведениями из домовой книги, что в одном доме с ней проживают все выше указанные лица, приходящиеся ей родственниками – внуками, а также снохой, справкой администрации МО «сельсовет «...» от 04.02.2010 г. Номер обезличен из которой следует, что в состав семьи Алибековой П. А. входят еще 5 человек. Министерство труда и социального развития РД не предприняло никаких мер для проверки указанных обстоятельств, а именно для проверки факта вселения таких лиц собственником в жилое помещение, для выяснения содержания волеизъявления собственника: вселены ли указанные лица для проживания в жилом помещении как члены семьи Алибековой П. А. или жилое помещение предоставлено для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма), и приняло необоснованное решение об отказе во включении в получателей субсидий. Не проверены вопросы фактического проживания этих лиц в данном жилом помещении и ведение ими общего хозяйства с собственником жилья. В возражениях Министерство труда и социального развития РД указало, что Алибековой П. А. не были представлены доказательства ведения вселенными ею лицами совместно с ней общего хозяйства и не указаны исключительные обстоятельства в связи, с которыми данные лица могут быть признанны членами ее семьи, также не представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, в котором проживают собственник и вышеуказанные лица. По данному вопросу суд находит, что постановка на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий и определение членов семьи Алибековой П. А. произведено в соответствии со своими полномочиями администрацией МО «Сельсовет ...», а Министерство труда и социального развития РД, не соглашаясь с этим в своих возражениях в суд, своевременно ответ Алибековой П. А. о причинах невключения ее в республиканские списки получателей субсидий не направило, не сообщила в установленном порядке об этом и администрации МО «Буйнакский район», не приняла также мер с предоставлением соответствующих доказательств по снятию администрацией МО «Сельсовет ...» Алибековой П. А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах суд находит что Министерство труда и социального развития РД должно было доказывать необоснованность постановки Алибековой П. А. на учет на улучшение жилья. Не представлены доказательства, основывающие исключение указанных лиц из списка членов семьи Алибековой П. А. и в суд. Доводы Министерство труда и социального развития Республики Дагестан изложенные в возражении об отсутствии доказательств о не предоставлении документов, подтверждающие право собственности на жилое помещение опровергается справкой филиала по Буйнакскому району ГУП «...» выданной Алибековой П. А. от Дата обезличена г. она является собственником жилого дома расположенного в ... района общей площадью 56 кв.м. исследованном в ходе судебного разбирательства, а также из домовой книги и технического паспорта в которых указано собственником Алибековой П. А. Ссылка Министерство труда и социального развития Республики Дагестан об отсутствии государственной регистрации у Алибековой П. А. на данное жилое помещение не находит своего подтверждения, поскольку в соответствии ст.6 п.1 ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. В возражениях Министерство труда и социального развития РД обосновывая свою позиции почему Алибековой П. А. не должна быть включена в списки на получение субсидий, указало, что в связи с тем, что получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер, заявление должно подаваться лично каждым гражданином. Такое заявление также отсутствует. Эти доводы Министерства труда и социального развития РД суд находит также не состоятельными: в Порядке предоставления субсидий …, утвержденном Постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 г. за №348, указан перечень документов, который должен быть в учетном деле. В указанном перечне нет заявления. Кроме этого Порядок предусматривает подачу заявлений для установления воли граждан на получение субсидии. Такая воля Алибековой П. А. и других ее членов семьи выражена в ее заявлении. В случае необходимости получения заявлений и от других членов семьи Алибековой П. А. эта возможность оставалась и в последующем. При этом Министерство труда и социального развития РД должно было действовать с учетом целей, заявленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714: отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 254-258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Алибековой П. А. удовлетворить. Признать незаконными действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по отказу во включении Алибековой П. А., как вдовы участника ВОВ, в списки получателей субсидии на приобретение жилья. Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан включить Алибековой П. А. в списки получателей субсидий на приобретение жилья. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Буйнакский район», в результате чего Алибековой П. А. не была уведомлена о результатах рассмотрения ее заявления и обязать администрацию МО «Буйнакский район» вновь направить документы Алибековой П. А. в Министерство труда и социального развития РД. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня оглашения. Председательствующий А.Ю.Магомедов. Отп. в совещ. комнате.