РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Буйнакск 02 сентября 2010 г. Буйнакский районный суд республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова А.Ю., с участием представителя заявителя по доверенности адвоката Абдуллаева А.С., при секретаре Мурклинской А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдуллаева А.С. в интересах Шапиевой Н.И. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о признании действия незаконным и обязании включить ее в списки получателей субсидии, к МО «Буйнакский район» о признании незаконным постановления от 13.08.2010 г. Номер обезличен, УСТАНОВИЛ: Адвокат Абдуллаев А.С. представляющий по доверенности интересы Шапиевой Н.И. - вдовы участника Великой Отечественной Войны, обратился в суд с заявлением: - о признании незаконным действий Минтруда и соц.развития РД выразившихся в том, что Шапиевой Н.И., как вдова участника ВОВ, не может быть включена в списки получателей субсидии на приобретение жилья в 2010 г., поскольку она является собственником жилья общей площадью 52.10 кв.м. и обеспечена жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (т.е. 12 кв.м. по ...у); - о признании незаконным постановления Администрации МО «Буйнакский район» Дата обезличена г. Номер обезличен, которыми Шапиевой Н.И., как вдова участника ВОВ, была исключена из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. - об обязании Минтруда и соц.развития РД и Администрации МО «Буйнакский район» принять меры по обеспечению Шапиевой Н.И., как вдовы участника ВО, субсидией на приобретение жилья в 2010 г. Основаниями для подачи заявления указано, что Шапиевой Н.И. администрацией ... принята на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и включена в соответствующие списки. Сформировано учетное дело, которое представлялось в Министерство труда и социального развития РД. Исходя из этого, надеялась на получение безвозмездной субсидии согласно Постановлению Правительства РД от 25-го декабря 2007 г. Номер обезличен, в котором идет речь о форме и порядке предоставления субсидий на приобретение жилья, в том числе и вдовам участников ВОВ. Дата обезличена г. Минтруда и соц. развития РД в лице заместителя министра Джамаева М.М. обратилась с письмом Номер обезличен в адрес Администрации МО «Буйнакский район», где делается вывод о том, что его доверительница Шапиевой Н.И. не может быть включена в списки получателей субсидии на приобретение жилья в 2010 г., поскольку Шапиевой Н.И. является собственником жилья общей площадью 52.10 кв.м. и обеспечена жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (т.е. 12 кв.м. по Буйнакскому району). В виду этого Министерство ТиСР РД просит снять Шапиевой Н.И. с вышеуказанного учета. 13 августа 2010 г. постановлением администрации МО «Буйнакский район» Номер обезличен Шапиевой Н.И. исключена из очереди (списка) лиц, нуждающихся в жилье и соответственно не может уже претендовать на получение субсидии на приобретение жилья в 2010 г. Считает действия заинтересованных лиц незаконным по следующим основаниям. Согласно п.4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Это означает, что собственники жилья признаются нуждающимися в жилых помещениях если общая площадь, приходящая на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (12 кв.м. по району). Применительно к данному случаю в состав семьи Шапиевой Н.И. в качестве ее членов входят 9 человек. Всего же, включая ее 10 человек. Данное обстоятельство подтверждается документами, составляющее ее учетное дело, что безусловно, известно обоим заинтересованным лицам, у которых находились и находятся ее документы. Следовательно, разделив 52,10 кв.м. общей площади жилья, о которых говорит Министерство ТиСР РД, на 10 человек, получается 5.21 кв.м. на каждого члена семьи, что вообще недопустимо и однозначно говорит о нуждаемости Шапиевой Н.И. в жилье и законном включении ее в списки получателей субсидии. В итого Шапиевой Н.И. не остается ничего иного, как через суд оспорить их действия, поскольку ими существенно нарушаются ее права и законные интересы. В судебном заседании представитель Шапиевой Н.И. по доверенности адвокат Абдуллаев А.С. заявленные требования своего доверителя поддержал по указанным в заявлении основаниям. Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития РД, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От Министерства труда и социального развития РД в суд поступили возражения на заявление Шапиевой Н.И., в которых заинтересованное лицо просит рассмотреть дело без участия его представителя. В своих возражениях заинтересованное лицо указало, что право на социальную поддержку в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», осуществляется лишь в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц. Согласно ст. 51 ч.1 п.2 ЖК РФ нуждающимися признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст.31 ЖК к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Решением Собрания депутатов МО «Буйнакский район» учетная норма принятия на учет граждан в МО «Буйнакский район» составляет 12 кв. м. на одного человека. Согласно справке филиала по Буйнакскому району ГУП «...» Н.И. является собственником жилого дома общей площадью 52,10 кв.м. Согласно справки о составе семьи, выданной администрацией МО Сельсовет «...» Буйнакского района от Дата обезличена г. Номер обезличен всовместно с Шапиевой Н.И. в принадлежащем ей жилом доме проживают 10 человек. К членам семьи Шапиевой Н.И. в соответствии с требованиями ч.1 ст. 31 ЖК РФ отнесены она и ее сын, всего 2 человека. Обеспеченность семьи Шапиевой Н.И. составляет 26,05 кв.м. на одного человека (52,1 кв.м.:2 чел.= 26,05 кв.м.). С учетом изложенного Министерство труда и социального развития РД просит суд в удовлетворении заявления Шапиевой Н.И. отказать. Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Буйнакский район», надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От Администрации МО «Буйнакский район» в суд поступило заявление в котором указывается, что Администрации МО «Буйнакский район» по заявлению Шапиевой Н.И. каких-либо возражений не имеет, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Учетное дело Шапиевой Н.И. находится в Министерстве труда и социального развития РД. В связи с указанным суд считает возможным рассмотреть заявление без участия представителей заинтересованных лиц Министерства труда и социального развития РД и Администрации МО «Буйнакский район» согласно чч.4 и 5 ст.167 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Абдуллаева А.С. в интересах Шапиевой Н.И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из Справки Отдела военного комиссариата РД по г.Буйнакску и Буйнакскому району от Дата обезличена г. Номер обезличен усматривается, что Шапиев К. Дата обезличена года рождения погиб в Великой Отечественной войне Дата обезличена г. Из удостоверения серия В Номер обезличен от Дата обезличена г. на имя Шапиевой Н.И., выданного управлением соц. Защиты в МО «...», усматривается, что предъявитель настоящего удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Из справки администрации МО «сельсовет «...» от Дата обезличена г. Номер обезличен усматривается, что в доме Шапиевой Н.И. в селении ... Буйнакского района проживают вместе с ней еще 10 человек. Указанные документы свидетельствуют о том, что Шапиевой Н.И., как вдова участника ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий и поставлена на учет администрацией МО «сельсовет «...». Из письма Министерства труда и социального развития РД в Администрацию МО «Буйнакский район» от Дата обезличена г. Номер обезличен усматривается что Министерство просит Администрацию района снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вдову участника ВОВ Н.И. Шапиевой Н.И.. Основанием указано, что у Шапиевой Н.И. имеется домовладение 52.10 кв.м., учетная норма в Буйнакском районе установлена 12 кв. м., Шапиевой Н.И. не может быть включена в списки получателей субсидий на приобретение жилья в 2010 г. поскольку является собственником жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (ст.51 ЖК РФ). Других оснований для снятия с учета в письме не указано. Из постановления Администрации МО «Буйнакский район» от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Шапиевой Н.И., вдовы участника ВОВ», усматривается, что на основании письма Министерства труда и социального развития РД от Дата обезличена г. Номер обезличен, исключена из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа участников ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ Шапиевой Н.И.. Других оснований для исключения из очереди, кроме как письмо Министерства труда и социального развития РД, в постановлении не указано. Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», его п.4 ч.1 ст.21 которым предусмотрено, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в виде мер социальной поддержки обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем один раз независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 этого же ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии со ст.ст. 51 и 52 ЖК РФ. В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, законом предусмотрено, что постановка на учет для улучшения жилищных условий Шапиевой Н.И. при наличии на то оснований, осуществляется органом местного самоуправление пор месту жительства, то есть администрацией МО «сельсовет «...». Такое решение и было принято, что подтверждается исследованным в судебном заседании постановлением администрации МО «сельсовет «...» от 05.03.2010 г. №34 из которого усматривается, что Шапиевой Н.И. вдова участника ВОВ поставлена на учет по улучшению жилищных условий. Снятие с учета в соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ осуществляется – тем же органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. Основания снятия с учета определены в ч.1 ст. 56 ЖК РФ, среди которых: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Таким образом, Министерство труда и социального развития РД, исходя из письма от 04.08.2010 г. Номер обезличен и возражения в суд на заявление Шапиевой Н.И., утверждает что имеется основание для снятия с учета Шапиевой Н.И. указанное в п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ – что в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, выявлены сведения, не соответствующие действительности. Однако, в письме от 04.08.2010 г. Номер обезличен Министерство труда и социального развития РД не указало по каким основаниям оно не засчитало членов семьи Шапиевой Н.И., указав, что Шапиевой Н.И., имея в собственности жилье общей площадью 52,10 кв.м., и обеспечена жильем на одного члена семьи более учетной нормы. Впоследствии в возражениях Министерство труда и социального развития РД уже со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ включило в состав семьи Шапиевой Н.И. ее сына Шапиева И К и вновь указало, что на 2 человек приходится по 26,05 кв.м., что превышает учетную норму, в связи с чем считает что Шапиевой Н.И. правильно не включена в списки на получение субсидии. Суд находит, что Министерство труда и социального развития РД необоснованно сужает круг лиц, которые законодательством отнесены к членам семьи, ссылаясь при этом только на первое предложение части 1 ст. 31 ЖК РФ, где указано что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом Министерство труда и социального развития РД необоснованно упустило и не приняло во внимание последующее положение ч.1 ст. 31 ЖК РФ в котором указано, что другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Выводы суда в этой части основаны на правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», усматривается, что для признания супруга, а также детей и родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Таким образом, суд находит, что для признания членами семьи Шапиевой Н.И., необходимо наличие воли собственника жилого помещения на вселение их в жилое помещение как членов семьи, а также фактическое проживание этих лиц в данном жилом помещении с ведением общего хозяйства. В то же время наличие воли Шапиевой Н.И. как собственника жилья на вселение в качестве членов семьи в свой жилой дом указанных ею лиц, подтверждается ее заявлением в суд, а также сведениями из домовой книги, что в одном доме с ней проживают все выше указанные лица, приходящиеся ей родственниками - внуками. Министерство труда и социального развития РД не предприняло никаких мер для проверки указанных обстоятельств, а именно для проверки факта вселения таких лиц собственником в жилое помещение, для выяснения содержания волеизъявления собственника: вселены ли указанные лица для проживания в жилом помещении как члене семьи Шапиевой Н.И. или жилое помещение предоставлено для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма), и приняло необоснованное решение об отказе во включении в получателей субсидий. Не проверены вопросы фактического проживания этих лиц в данном жилом помещении и ведение ими общего хозяйства с собственником жилья. Не представлены доказательства, основывающие исключение указанных лиц из списка членов семьи Шапиевой Н.И. и в суд. Суд находит, что Администрация МО «Буйнакский район» не имея на то полномочий, так как не является органом местного самоуправления, поставившим на учет (ст.56 ЖК РФ) Шапиевой Н.И. как вдову участника ВОВ, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, вынесло Постановление от 13.08.2010 г. № 341 «Об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Шапиевой Н.И., вдовы участника ВОВ» в связи с чем, данное постановление подлежит отмене как незаконное. Кроме этого, при вынесении данного постановления не было проведено ни одно проверочное действие по установлению законно ли указаны членами семьи Шапиевой Н.И. эти лица. При этом, при вынесении постановления проигнорированы документы, содержащиеся в учетном деле Шапиевой Н.И. и подтверждающие состав ее семьи: Акт проверки жилищных условий и Справка о составе семьи, из которых усматривается, что семья Шапиевой Н.И. состоит из 11 человек. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 254-258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Абдуллаева А.С. в интересах вдовы участника ВОВ Шапиевой Н.И. удовлетворить. Признать незаконными действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по исключению Шапиевой Н.И., как вдовы участника ВОВ, из списков получателей субсидии на приобретение жилья в 2010 г. Признать незаконным и отменить постановление Администрации МО «Буйнакский район» 13 августа 2010 г. Номер обезличен «Об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Шапиевой Н.И., вдовы участника ВОВ». Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан включить Шапиевой Н.И., как вдову участника ВОВ, в списки получателей субсидий на приобретение жилья в 2010 г. Мотивированное решение составлено 07 сентября 2010 г. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий А.Ю.Магомедов.