о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            06 апреля 2010г. г.Буйнакск

Федеральный судья Буйнакского районного суда Салихов Ю.М.,

при секретаре Закарьяевой Б.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного  прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к  МО «...», Буйнакского района «О признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности»,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным заявлением к администрации МО «...», Буйнакского района, по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на территории МО  «с. ...» было установлено, деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО осуществляется стихийно жителями села.

Вывозимые отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине и в центре села, в районе сельской школы, а так же в водоохраной зоне .... Общая площадь свалки бытового мусора составляет 90 кв.м., высотой накопления мусора до 50 см.

На территории села ... отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Несмотря на принятие Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию в 2009г. мер воздействия в отношении МО и должностного лица, в целях устранения допускаемых нарушений законодательства об отходах производства и потребления требования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и  мусора не выполнены и не выполняются по настоящее время должным образом.

Так МО не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами, не организован в предусмотренном законодательством порядке их сбор и вывоз. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.

Из заключения БМК по экологии и природоиспользованию МПР и охраны окружающей среды от 25.02.2010г. следует, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья.

Просит суд: 1.Признать незаконным бездействие администрации и  главы муниципального образования «село ...» Буйнакского района в надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору, и вывозу твердых бытовых отходов в границах поселения;  

2.Обязать администрацию и главу МО «село ...» Буйнакского района: - организовать санитарную очистку и уборку территории МО «с. ...» от мусора, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством;

- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие;

- разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов;

3. Запретить МО «село ...» организовывать мероприятия по размещению отходов на стихийно-образованных свалках на окраине, в центре села и у моста через ....

В судебном заседании представитель истца старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Чупалаев Магомед Султанович, поддержал заявленные требования и пояснил, что неоднократно проводились проверки, но положение не меняется. Устанавливать сроки для уборки стихийных мусоросвалок они не стали. Администрация села должна заключать дворовые договора на уборку мусора и вывозить его на полигоны, а не ссылаться на отсутствие денежных средств и сбрасывать мусор в речку ....

Просит суд удовлетворить требования по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика МО «с. ...», Буйнакского района, действующий по доверенности директор МУП «...» при администрации МО «с. ...»  Халимбеков Г.С. предъявленные требования признал частично и пояснил, что администрация ... не бездействует и принимает меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Он проводит работу с жителями села, заключает с ними договора. Они вывозили мусор, однако в данное время у них отсутствует необходимый для вывоза мусора транспорт. На сегодняшний день он нашел человека со своим транспортом, который будет вывозить мусор. Кроме того, туда, куда они раньше вывозили мусор, сейчас им не разрешают вывозить. Неоднократно по этим вопросам он обращался в администрацию Буйнакского района, но никакой реакции нет.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, председатель Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Сайпуллаев Арслан Магомедзапирович требования прокурора признал обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом пояснил, что ими принимались неоднократные меры по обращению внимания администрации села на недопустимость стихийных свалок на территории села. В ходе проверок были составлены Акты от 28.07.2009 г и от 18.02.2010г, выданы соответствующие предписания по устранению нарушений. На это обращалась внимание и администрации района. Правительство Республики выделило для этой цели Буйнакскому району 10 млн рублей. На них администрация Буйнакского района купила три мусоровоза и грейдер, однако они не используются и сейчас стоят во дворе начальника УКХ Буйнакского района. Требования природоохранной прокуратуры считает обоснованными.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из актов проверки от 28.07.2009 г и 18.02.2010г. составленных Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, усматривается, что в результате проверки МО «село ...»проведенной с участием главы администрации МО Алиева Б. М., на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, не осуществляется регулярная очистка от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, отсутствуют специально оборудованные и снабженные спецзнаками транспортные средства, установлено несанкционированное складирование бытового мусора в центре села, на окраине села и водоохраной зоне ....

Факт несанкционированного выброса бытовых отходов в ... подтверждается исследованной в судебном заседании фототаблицей состоящей из 2-з фотографий и объяснениями главы администрации МО «село ...» Алиева Б. М. данными им 18.02.2010г. ст. помощнику прокурора Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Чупалаеву М.С., из которых следует, что вопросами сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов администрация села не занимается, так как бюджетом МО ... финансовые средства для этих целей не предусмотрены. Собственного полигона для складирования мусора не имеют, так как нет подходящего земельного участка на территории села. Мусор вывозится самими жителями села и складируется в районе сельской школы и у моста при въезде в село. На балансе села нет транспорта для вывоза мусора. Стихийные свалки образуются вследствие того, что, несмотря на неоднократные предупреждения на сходах люди, ночью выбрасывают мусор.

Указанные обстоятельства подтверждаются так же исследованными в судебном заседании письмом председателя Буйнакского МК по экологии и природопользованию Сайпуллаева А. М-З. из которого усматривается, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, а так же протоколом об административном правонарушении от 28 июля 2009г. составленного БМК по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, актом от 28.07.2009г. и предписанием об устранении экологического правонарушения Номер обезличен от 28.07.2009г.

Из исследованного в суде Устава МО «село ...»  Буйнакского района, следует, что согласно ст. 6 Устава администрация МО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его исполнение; осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, неисполнение МО «село ...” своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе и размещения отходов на надлежаще оборудованных полигонах бытовых отходов (бездействием)   нарушает права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 

ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  предусматривает, что территории МО подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село ... должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона.

 В соответствии со ст 8 Устава МО « ...»  предусмотрены полномочия органов местного самоуправления на регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса за исключением тарифов на товары и услуги в сфере электро- и теплоснабжения.

 Тем не менее, как следует из материалов дела, с момента предыдущей проверки 28.07.2009 ответчик не принял мер для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20, 24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.

Таким образом, суд установил, что на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, ответчик требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполняет, в связи, с чем ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории МО и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.

             В соответствии с  пп. 9 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемыми в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков также освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации и  главы муниципального образования «село ...» Буйнакского района в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору, и вывозу твердых бытовых отходов в границах поселения; 

            Обязать администрацию и главу МО «село ...» Буйнакского района: - организовать санитарную очистку и уборку территории МО «с. ...» от мусора, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с  СанПиН 42-128-4690-88;

- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие;

- разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов;

 Запретить МО «село ...» организовывать мероприятия по размещению отходов на стихийно-образованных свалках на окраине, в центре села и у моста через ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней, путём подачи кассационной жалобы через Буйнакский районный суд Республики Дагестан.

            Федеральный судья:                                                                                            Ю.М.Салихов.