о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            06 апреля 2010г. г.Буйнакск

Федеральный судья Буйнакского районного суда Салихов Ю.М.,

при секретаре Закарьяевой Б.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного  прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к  МО «село ...», Буйнакского района «О признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности»,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным заявлением к администрации МО «Село ...», Буйнакского района, по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на территории МО  «с. ...» было установлено, деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО осуществляется администрацией .... Вывоз бытовых отходов осуществляется 3 раза в неделю после сбора его на кузов проезжающего по улицам села автомобиля марки ГАЗ-53 из индивидуальных домовладений. Вывозимые отходы размещаются на территории полигона, отведенного постановлением главы администрации села от Номер обезличен от 21.01.2004г. Часть мусора фактически размещена за пределами самого полигона. Однако на территории села ... отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Кроме того, в центре села обнаружена несанкционированная мусоросвалка, площадью 50 кв.м. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды.

Несмотря на принятие Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию в 2008г. мер воздействия в отношении МО и должностного лица, в целях устранения допускаемых нарушений законодательства об отходах производства и потребления требования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и  мусора не выполнены и не выполняются по настоящее время должным образом.

Указанные нарушения закона допущены по вине МО «село ...», Буйнакского района и они имеют место по настоящее время. Так МО не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами, не организован в предусмотренном законодательством порядке их сбор и вывоз. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья.

Просит суд: 1.Признать незаконным бездействие администрации и  главы муниципального образования «село ...», Буйнакского района в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору, и вывозу твердых бытовых отходов в границах поселения;  

2.Обязать администрацию и  главу МО «село ...», Буйнакского района: - организовать санитарную очистку и уборку территории МО «с. ...» от мусора, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения;

- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие;

- в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;

4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;

5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;

7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

- разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов;

- в срок до 01.09.2010 организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.

3. Запретить МО «село ...» организовывать размещение бытовых отходов на стихийно возникших полигонах (свалках) на территории села.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Чупалаев Магомед Султанович поддержал заявленные требования и просит суд удовлетворить их по указанным в заявлении основаниям.

Ответчик МО «с. ... » Буйнакского района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, сведений об уважительности причин неявки в суд, а так же возражение на исковое заявление, суду не представил.         

  В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившегося представителя МО «с. ... », Буйнакского района.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, председатель Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Сайпуллаев Арслан Магомедзапирович требования прокурора признал обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом пояснил, что ими принимались неоднократные меры по обращению внимания администрации села на недопустимость стихийных свалок на территории села. В ходе проверок были составлены Акт от 10.02.2010г,и выдано соответствующее предписание по устранению нарушений. На это обращалась внимание и администрации района. Правительство Республики выделило для этой цели Буйнакскому району 10 млн. рублей. На них администрация Буйнакского района купила три мусоровоза и грейдер, однако они не используются и сейчас стоят во дворе начальника УКХ Буйнакского района. Требования природоохранной прокуратуры считает обоснованными.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из акта проверки от 10.02.2010г. составленного Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, усматривается, что в результате проверки МО «село ...» проведенной совместно с Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой, инспектором по охране природы Республики Дагестан, специалистом БМК по ЭПМПР РД Тетакаевым М.Т. в присутствии главы администрации МО Алхлаева А.А., на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, не осуществляется регулярная очистка от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, отсутствуют специально оборудованные и снабженные спецзнаками транспортные средства, урны и контейнера для сбора ТБО, установлено несанкционированное складирование бытового мусора в центре села. Площадь свалки составляет 50кв.м.

Факт несанкционированного выброса бытовых отходов в ... подтверждается исследованной в судебном заседании фототаблицей состоящей из 3-х фотографий.

Из объяснений главы администрации МО «село ...» Алхлаева А.А. данными им ст. помощнику прокурора Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Чупалаеву М.С., следует, что вопросами сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов занимается сама администрация села, на балансе которого имеется автомашина ГАЗ 53, которая осуществляет вывоз мусора на полигон, расположенный в 1,5 км. от села, площадью 1 га. Предоставить постановление администрации от 21.01.2004г. об отведении земельного участка под полигон он не может, так как оно вместе с другими документами представлено в Буйнакский ЦГСЭН для получения положительного заключения санэпидемнадзора. На сегодняшний день не имеет положительного заключения Роспотребнадзора в связи с несоответствием санитарным нормам. Кроме того, бюджетом села не предусмотрены финансовые средства для выполнения мероприятий по сбору, вывозу мусора. Сбор денег за вывоз мусора осуществляет водитель мусоросборщика в размере 10 рубл. с двора. Указанный тариф установлен решением депутатов сельского собрания и расходуются на зарплату водителя, бензин. Деньги в кассу с/совета не поступают. Индивидуальные договора с населением не заключены. Многие жители села с амии выбрасывают мусор за пределы села. Кроме того, МО « Кафыркумух» состоит на учете в Управлении по технологическому и экологическому надзору по РД с  22.05.2008г. и осуществляет платежиза неготовное воздействие на окружающую среду.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются так же исследованными в судебном заседании:

-письмом председателя Буйнакского МК по экологии и природопользованию Сайпуллаева А. М-З. из которого усматривается, что вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья;

- предписанием об устранении экологического правонарушения Номер обезличен от 22 апреля 2008г составленного БМК по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан;

-свидетельством о постановке на учет в Управлении по технологическому и экологическому надзору по РД Номер обезличен от 22.05.2008г. 

Из исследованного в суде Устава МО «село ...»  Буйнакского района, следует, что согласно ст. 6 Устава администрация МО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его исполнение; осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами.

Статьей 8 данного Устава предусмотрены полномочия органов местного самоуправления на регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса за исключением тарифов на товары и услуги в сфере электро- и теплоснабжения.

Таким образом, неисполнение МО «село ...” своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе и размещения отходов на надлежаще оборудованных полигонах бытовых отходов (бездействием)   нарушает права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 

ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  предусматривает, что территории МО подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село Кафыркумух» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20, 24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.

Таким образом, суд установил, что на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, ответчик требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполняет, в связи, с чем ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории МО и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.

  В соответствии с  пп. 9 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемыми в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков также освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации и  главы муниципального образования «село ...», Буйнакского района в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору, и вывозу твердых бытовых отходов в границах поселения; 

Обязать администрацию и  главу МО «село ...», Буйнакского района: - организовать санитарную очистку и уборку территории МО «с. Кафыркумух» от мусора, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения;

- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие;

- в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;

4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;

5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;

7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

- разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов;

- в срок до 01.09.2010 организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.

Запретить МО «село ...» организовывать размещение бытовых отходов на стихийно возникших полигонах (свалках) на территории села.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней, путём подачи кассационной жалобы через Буйнакский районный суд Республики Дагестан.

            Федеральный судья:                                                                                            Ю.М.Салихов.