РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 апреля 2010г. г.Буйнакск Федеральный судья Буйнакского районного суда Салихов Ю.М., при секретаре Закарьяевой Б.А, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО «село ...», Буйнакского района «О признании бездействия незаконным, понуждении к действиям и запрещении экологически вредной деятельности», УСТАНОВИЛ: Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным заявлением к администрации МО «Село Нижний Дженгутай», Буйнакского района, по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «с. ...» было установлено, деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО осуществляется администрацией с. .... Вывоз бытовых отходов осуществляется 1 раз в неделю после сбора его на лафет проезжающего по улицам села трактора из индивидуальных домовладений. Вывозимые отходы размещаются на территории 2-х полигонов, площадью по 0,5 га, отведенных постановление главы администрации села от Дата обезличенаг. в местности «...» и «...». Однако на территории села ... отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.. Кроме того, при въезде в село, на окраине обнаружена несанкционированная мусоросвалка, площадью 50 кв.м, высотой накопления мусора до 50 см. Полигон (свалка) образована стихийно, не имеет владельца или собственника и используются без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора. Указанные нарушения закона допущены по вине МО «село ...», Буйнакского района и они имеют место по настоящее время. Так МО не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами, не организован в предусмотренном законодательством порядке их сбор и вывоз. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Просит суд: 1.Признать незаконным бездействие администрации и И.о. главы муниципального образования «село ...» Буйнакского района в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору, и вывозу твердых бытовых отходов в границах поселения; 2.Обязать администрацию и И.о. главы МО «село ...» Буйнакского района: - организовать санитарную очистку и уборку территории МО «с. ...» от мусора, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения; - организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие; - в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: 1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; 2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; 3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение; 4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей; 5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования; 6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса; 7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; 8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; - разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов; - в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов; - ликвидировать стихийно организованную на окраине села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемую указанной свалкой; - в срок до 10.09.2010 организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона. 3. Запретить МО «село ...» организовывать мероприятия по размещению отходов на стихийно-образованных полигонах (свалках) на окраине села. В судебном заседании представитель истца старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Чупалаев Магомед Султанович поддержал заявленные требования и просит суд удовлетворить их по указанным в заявлении основаниям. Ответчик МО «с. ...» Буйнакского района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, сведений об уважительности причин неявки в суд, а так же возражение на исковое заявление, суду не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившегося представителя МО «с. ... Буйнакского района. Привлеченный в качестве третьего лица, Председатель Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Сайпуллаев Арслан Магомедзапирович требования прокурора признал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Факт отведения земельных участков под свалку мусора, площадью по 0,5 га, в местности «...» и «...» подтверждается исследованными в суде постановлениями администрации с. ... от 10.08.1998г. и 01.09.1998г., актом и схемами по предварительному выбору и согласованию земельного участка. Из исследованного в суде протокола об административном правонарушении от 14 сентября 2009г. составленного Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, следует, что 14.09.2009г. совместно с инспектором по охране природы Республики Дагестан, специалистом БМК по ЭПМПР РД Тетакаевым М.Т. и инспектором ОГЭК Минприроды Республики Дагестан Асалиевым А.И а присутствии главы МО «... Мукаилова А И была проведена внеплановая проверка на соблюдение природоохранного и природоресурсного законодательства, выявившая нарушения указанные в исковом заявлении. на основании указанного протокола был составлены акт от 14.09.2009г. и предписание об устранении экологического правонарушения от 14.09.2009г. Из акта проверки от 10.02.2010г.составленной Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан, усматривается, что в результате проверки МО «село ... проведенной совместно с Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования. Факт несанкционированного выброса бытовых отходов в с. ... подтверждается исследованной в судебном заседании фототаблицей состоящей из 8-ми фотографий и объяснениями и.о. главы администрации МО «село ...» Мамаева А. М. данными им 10.02.2010г. ст. помощнику прокурора Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Чупалаеву М.С. из которых следует, что вывоз и утилизация мусора и твердых бытовых отходов осуществляется один раз в неделю на полигоны площадью по 0,5 га расположенные в 1,5 км. от села в строну ..., Буйнакского р-на и в 2-х км. от села в строну г. Буйнакск. Вывоз осуществляет на своем тракторе Кахруманов З.. Урны и контейнера в селении не установлены. Полигоны не имеют положительного заключения Ростпотребнадзора и государственной экологической экспертизы, не имеет так же проекта, учета за составом поступающих отходов. Что касается мусора в центре села, то он образуется вследствие того, что, несмотря на неоднократные предупреждения люди, ночью выбрасывают мусор. Общая площадь загрязненной территории составляет 40-45 кв.м. Таким образом, неисполнение МО «село ...” своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе и размещения отходов на надлежаще оборудованных полигонах бытовых отходов (бездействием) нарушает права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Из исследованного в суде Устава МО «село ...» Буйнакского района, следует, что согласно ст. 6 Устава администрация МО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его исполнение; осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами. Статьей 8 данного Устава предусмотрены полномочия органов местного самоуправления на регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса за исключением тарифов на товары и услуги в сфере электро- и теплоснабжения. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории МО подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село Нижний Дженгутай» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Как следует из материалов дела, с момента первой проверки 14.09.2009 ответчик не принял мер для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20, 24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время. Таким образом, суд установил, что на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, ответчик требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполняет, в связи, с чем ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории МО «с....», и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины. Согласно пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемыми в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков также освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации и И.о. главы муниципального образования «село ...» Буйнакского района, выразившееся в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов в границах поселения. Обязать администрацию и И.о. главы МО «село ...» Буйнакского района: - организовать санитарную очистку и уборку территории МО «с. ...» от мусора, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с Сан Пин 42128469088; - организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие; - в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: 1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; 2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; 3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение; 4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей; 5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования; 6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса; 7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; 8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; - разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов; - в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов; - ликвидировать стихийно организованную на окраине села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемую указанной свалкой; - в срок до 10.09.2010 организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона. 3. Запретить МО «село ...» организовывать мероприятия по размещению отходов на стихийно-образованных полигонах (свалках) на окраине села. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней, путём подачи кассационной жалобы через Буйнакский районный суд Республики Дагестан. Федеральный судья: Ю.М.Салихов.