РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 6 » апреля 2010г. г.Буйнакск.
Буйнакский районный федеральный суд РД, в составе:
председательствующего судьи Магомедовой Н.Р.
при секретаре Бекбулатовой С.Р.
с участием с участием старшего помощника ...
... прокурора Чупалаева М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «село ...» о признании незаконными бездействия администрации и главы муниципального образования «село ...» и об обязании администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения,
УСТАНОВИЛ:
... прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с указанным заявлением, которого поддержал в судебном заседании помощник ... прокурора Чупалаева М С, по тем основаниям, что ... прокуратурой РД, проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями ... требований законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «село ...».
В ходе проверки установлено, что деятельность по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО «село ... осуществляется силами администрации. Вывоз твёрдых бытовых отходов осуществляется 2 раза в неделю после сбора его на лафет проезжающего по улицам села трактора МТЗ-80 и автомашины марки ГАЗ-53 из индивидуальных домовладений. Вывозимые отходы размещаются на территории полигона расположенного в местности «...». Земельный участок площадью 2 га под мусорный полигон отведен постановлением Номер обезличен главы администрации села от Дата обезличенаг. Отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине села. Общая площадь свалки бытового мусора составляет 50 кв.м., с высотой накопления до 50 см. В селе не организована работа по сбору отходов, отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых и в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных и климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Вывезенные силами самой администрации ... бытовые и производственные отходы размещены и складированы на стихийно организованной администрацией села (полигоне) мусоросвалке, в центре сельского поселения, которая не имеет владельца или собственника и используется без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработанного регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора.
Указанные нарушения закона допущены по вине МО «...» ... и они имеют место по настоящее время. Кроме того, не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Просит суд признать незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «село ...» и обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Заинтересованное лицо – представитель МО «...», ..., по доверенности заместитель председателя сельского Собрания депутатов Арсланов А К требования ... прокурора признал частично и показал, что вывоз и утилизация мусора по договору с администрацией села организует МУП «...», созданное в октябре 2009г. по рекомендации районной администрации. Эта работа хорошо налажена. Сбор мусора по индивидуальным домовладениям производится их владельцами в специальных ёмкостях каждый внутри двора, чтобы не образовались кучи мусора на улицах. Погрузка мусора на транспорты также производится самими домовладельцами, по их пожеланиям. Вывоз мусора из индивидуальных домовладений и учреждений села производится ежедневно в рабочие дни по утверждённому графику трактором МТЗ- 80, автомашиной ГАЗ-53, а также самими жителями на своих транспортных средствах. В сельском поселении составлена производственная программа в сфере утилизации твёрдых бытовых отходов на 2010 г. по МУП «...» .... Ежемесячно запланирован вывоз и утилизация по 2 куб. м. на 1 человека, по учреждениям — от 4 до 16 куб. м. в месяц, всего 225 куб. м. за год. Установлены тарифы на услуги по вывозу и утилизации мусора согласно решению сельского Собрания депутатов от Дата обезличена г. Номер обезличен). С каждым годом увеличиваются средства на вывоз мусора и санитарную уборку села из местного бюджета. В 2009 г. расходовано 310 тысяч рублей, на 2010 г. запланировано 390 тыс. рублей вместо предварительных 327 тыс. руб., не менее 4 раз в год в селе проводятся санитарные субботники, приуроченные к праздникам Дня Конституции РД, Дня Победы, Ураза-Байрам, Курбан-байрам. С учреждениями села составлены договора, по которому учреждения ответственны по сбору мусора на территории в определённом месте, а администрация села по его безвозмездному вывозу на полигон. В сельском поселении имеется полигон ТБО, отведённый Постановлением главы администрации Номер обезличен от Дата обезличена г., который используется и сельским поселением ... Регистрационные документации на полигон подготавливаются, задержка в связи с тем, что в ... и в ..., разграничение земли, начатое в 2009 г. ещё не закончено. Кроме того, на территории сельского поселения не расположены крупные заводы и промышленные объекты, загрязняющие атмосферный воздух и природу, но расположены объекты федерального и республиканского значений: на востоке села - водоотводной канал длиной 3 км, на южной окраине села - отсечная дрена длиной 1,5 км и 150 метровые водозащитные полосы, защищающие ... (ФГУП «...»), а также ... длиной 1,3 км (...»).
На санитарную и экологическую защиту указанных объектов нужны значительные средства, что не позволяет дотационный местный бюджет села. На эти цели указанные ведомства не перечисляют средства в бюджет администрации села. На осуществление всех мероприятий, указанных в требовании природоохранной прокуратуры необходимы значительные целевые финансовые и технические средства. В подтверждении своих доводов представитель МО «...», ..., по доверенности Арсланов А К представил суду следующие документы:
- постановления главы МО « ...» от Дата обезличенаг. за Номер обезличен, решения Номер обезличен заседания Номер обезличен Собрания депутатов МО «...» от Дата обезличенаг. об установлении тарифов по ЖКХ сельского поселения на 2010 г., графика вывоза мусора на 2010г., сметы расходов бюджета МО «...» ... за 2009г.и 2010г. по сбору и вывозу бытовых отходов за Номер обезличен Номер обезличен, производственной программы в сфере утилизации твердых бытовых отходов на 2010г. за Номер обезличен от Дата обезличенаг. усматривается что, с целью санитарного и экологического благоустройства села выделен земельный участок площадью 2 га около местности «...», расположенный в северо-восточной окраине села ... для размещения полигона захоронения бытовых отходов и, что вывоз мусора осуществляет МУП «... ..., ..., для чего из бюджета МО «...» за 2009г. израсходовано 310 730 руб. и за 2010г. планируется израсходовать 326 850 руб., которые исследовались судом.
Третье лицо - председатель ... комитета по ... ... РД Сайпуллаев А М в суде поддержал заявленные требования прокурора в полном объёме по изложенным в заявлении обстоятельствам и просит их удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав, помощника ... прокурора Чупалаева М С, суд находит названные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ « Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Из исследованных судом документов видно, а именно:
- устава «...», ... и фотографии мест выброса ТБО ..., что администрация МО «...» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами;
- протоколов об административном правонарушении в области охраны окружающей природной среды и природопользования, актов за Номер обезличенА от Дата обезличенаг. и за Номер обезличенА от Дата обезличенаг. предписаний об устранении (предотвращении) экологического правонарушения от Дата обезличенаг. и от Дата обезличенаг., что ... межрайонным комитетом по экологии и природопользованию были выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и на основании протоколов об экологическом правонарушении и актов МО «...» предписано осуществить мероприятия по устранению (предотвращению) выявленного экологического правонарушения;
- акта проверки за Номер обезличенА от Дата обезличенаг., видно, что ... межрайонным комитетом по экологии и природопользованию совместно с помощником ... прокурора Чупалаева М С в присутствии главы МО «..., ... Абдурахмановым М Б была проведена проверка в отношении МО «...», ... с целью контроля исполнения предписаний об устранений нарушений выявленных в ходе предыдущих проверок от Дата обезличенаг. и от Дата обезличенаг. в ходе, которой выявлены факты невыполнения вышеназванных предписаний.
Таким образом, оценив приведенные доказательства в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ, судом установлено, что Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию ... Республики Дагестан производился осмотр территории МО «...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты все предусмотренные законом меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Также суд учитывает, что с момента первой проверки Дата обезличенаг. МО «...» не было принято каких-либо мер, в том числе для финансового обеспечения выполнения указанных работ, однако администрацией МО «...» требования Конституции и вышеуказанных законов не исполняются, на территории МО «...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А потому ... прокурор обоснованно обратился в суд с указанным заявлением, защищая интересы неопределенного круга лиц и считает, что в порядке, предусмотренном ст.ст. 254-257 ГПК РФ, заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ... прокурора
удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «...» ... РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Обязать администрацию и главу муниципального образования «...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:
- организовать уборку территории МО «...» ... от твёрдых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин Номер обезличен «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР Дата обезличена Номер обезличен;
- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования - сельского поселения «Номер обезличен», предусматривающий их разделение на виды ( пищевые отходы, текстиль, бумага и другие);
- в соответствии со ст. 5 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;
3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;
4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;
5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;
6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;
7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
- разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (Номер обезличен) генеральную схему очистки территорий населённых пунктов;
- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов;
- ликвидировать стихийно организованную на окраине села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалки;
- в срок до Дата обезличенаг. организовать оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличенаг., с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.
Запретить МО «...» ... организовать мероприятия по размещению бытовых отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине села.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней
Председательствующий судья: Н.Р. Магомедова
Отп. в сов.комн.