о признании незаконными бездействия администрации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Буйнакск 9 марта 2010 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джабраилова Н.А.,

с участием помощника прокурора г. Буйнакска Айланматова З.А.,

при секретаре Апбасовой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «село ...» о признании незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «село ...» и об обязании администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным заявлением к администрации МО «село ...» ..., по тем основаниям, что прокуратурой ... была проведена проверка в ... района на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на их территории. В ходе, которой установлено, что деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО «село ...» осуществляется жителями села и администрацией два раза в неделю. Отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине села, на стихийно организованной администрацией силосной яме. Договоры с гражданами на вывоз мусора не заключены. Кроме того, не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Указанные нарушения закона допущены по вине МО «село ...» ... и они имеют место по настоящее время.Просит суд признать незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «село ...» и обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.

В судебном заседании помощник прокурора ... Айланматова З А поддержал заявленные требования в полном объёме.

Глава администрации МО «село ...» Юсупов М. З. в суде по существу иска согласен с исковыми требованиями, так как вопрос по организации сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Действительно нарушения указанные в заявлении прокурора имеются, над ними администрация села работает. В настоящее время не могут выполнить указанные мероприятия по причине недостаточности средств, необходимости изменения бюджета депутатами, проведения конкурсов на выполнение указанных работ.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 6 Устава МО «село ...», администрация МО «село ...» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его исполнение; осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами.

Анализ вышеприведённых норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что администрацией МО «село ...» требования Конституции и вышеуказанных законов не исполняются, на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, установлено, что от Дата обезличена и Дата обезличена прокуратурой ... с ... межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... производился осмотр территории МО «село ...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории вышеуказанного поселения, и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика Юсупов М. З., о том, что они в настоящее время не могут выполнить указанные мероприятия по причине недостаточности средств, необходимости изменения бюджета депутатами, проведения конкурсов на выполнение указанных работ, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село ...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Также суд учитывает, что с момента первой проверки Дата обезличена ответчиком не было принято каких-либо мер, в том числе для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ.

На основании изложенного, требования прокурора об обязании ответчика принять меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора с мест их несанкционированного размещения следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «село ...» ... РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

- организовать уборку территории МО «село ...» ... от твёрдых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88;

- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие);

- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;

4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;

5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;

7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территорий населённого пункта;

- в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

- в трёхмесячный срок с момента вступления в силу решения суда ликвидировать стихийно организованную на окраине и внутри села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой.

- в трёхмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.

- с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине и внутри села ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней, путём подачи кассационной жалобы через Буйнакский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий судья Н.А. Джабраилов

отпечатано

в совещательной комнате