о признании незаконными бездействия администрации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«03» марта 2010г. г.Буйнакск.

Буйнакский районный федеральный суд РД, в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Н.Р.

при секретаре Бекбулатовой С.Р.

с участием прокурора Айланматова З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «сельсовет ...» о признании незаконными бездействия администрации и главы муниципального образования «сельсовет ...» и об обязании администрацию и главу муниципального образования «сельсовет ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с указанным заявлением, которого поддержал в судебном заседании помощник прокурора ... Айланматова З А, по тем основаниям, что Прокуратурой ... проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями ... требований законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «сельсовет ....

В ходе проверки установлено, что деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО «сельсовет ...» осуществляется жителями села. Отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине села, на стихийно организованной администрацией свалке мусора, отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых и в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных и климатических условий, тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вывезенные жителями села и силами самой администрации ... бытовые и производственные отходы размещены и складированы на стихийно организованной администрацией села (полигоне) мусоросвалке, на окраине сельского поселения, которая не имеет владельца или собственника и используется без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно- эпидемиологического заключения; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработанного регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора.

Указанные нарушения закона допущены по вине МО «сельсовет ...» ... и они имеют место по настоящее время. Договоры с гражданами на вывоз мусора не заключены. Кроме того, не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Просит суд признать незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «сельсовет Чанкурбинский» и обязать администрацию и главу муниципального образования «сельсовет ...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Заинтересованное лицо – глава МО « сельсовет ...», ..., Изиев А И требования прокурора ... признал полностью и пояснил, что действительно нарушения имеются и вопрос по организации сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения, ежегодно администрация ... выделяет им средства в размере 270 000 руб. на благоустройство села в которые входят: ремонт дорог, водопровода, санитарная очистка и т.д., однако этих средств не достаточно. У администрации села нет специальной техники и контейнеров для сбора и вывоза мусора.

Третье лицо- председатель Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Сайпуллаев А М-З. требования прокурора ... признал полностью и пояснил, что он неоднократно обращался к главам сел с тем, чтобы они обратились в администрацию ... о выделении средств на утилизацию мусора, однако ими никаких мер предпринято не было, после чего он сделал письменные предписания, которые также остались без реагирования, далее Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... производился осмотр территории МО «сельсовет ...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела.

Исследовав материалы дела, выслушав, помощника прокурора ... РД Айланматова З А, суд находит названные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Из исследованных судом:

- устава «сельсовет ...», ... и фототаблицы мест выброса ..., усматривается, что администрация МО « сельсовет ...» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами;

- протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей природной среды и природопользования, акта за Номер обезличен А и предписания об устранении

( предотвращении) экологического правонарушения от Дата обезличенаг., видно, что ... по экологии и природопользованию были выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и на основании протокола об экологическом правонарушении и акта МО «сельсовет ...» предписано осуществить мероприятия по устранению (предотвращению) выявленного экологического правонарушения;

- акта проверки за Номер обезличенА от Дата обезличенаг. и объяснения главы МО «сельсовет ...» от Дата обезличенаг., видно, что ... межрайонным комитетом по экологии и природопользованию была проведена проверка в отношении МО «сельсовет ...», ... с целью контроля исполнения предписаний об устранений нарушений выявленных в ходе предыдущей проверки от Дата обезличенаг., в ходе которой выявлены факты невыполнения вышеназванного предписаний, по поводу чего у главы МО «сельсовет ...» были взяты объяснения;

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, оценив приведенные доказательства в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ, судом установлено, что ... межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... производился осмотр территории МО «сельсовет ...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «сельсовет ...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Также суд учитывает, что с момента первой проверки Дата обезличенаг. МО «сельсовет ...» не было принято каких-либо мер, в том числе для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ, однако администрацией МО «сельсовет ...» требования Конституции и вышеуказанных законов не исполняются, на территории МО «сельсовет ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.. А потому прокурор ... в интересах МО «сельсовет ...», ... обоснованно обратился в суд с указанным заявлением, защищая интересы неопределенного круга лиц. Принимая во внимания признание МО «сельсовет ...» заявления, суд принимает признание заявления и считает, что в порядке, предусмотренном ст.ст. 254-257 ГПК РФ, заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора ... удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «сельсовет ...» ... РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Обязать администрацию и главу муниципального образования «сельсовет ...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

- организовать уборку территории МО «сельсовет ...» ... от твёрдых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88;

- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «сельсовет ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие);

- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;

4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;

5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;

6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;

7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территорий населённого пункта;

- в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

- в трёхмесячный срок с момента вступления в силу решения суда ликвидировать стихийно организованную на окраине и внутри села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой.

- в трёхмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.

- с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине и внутри села ..., ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней.

Председательствующий судья: Н.Р. Магомедова.

Отп. в сов.комн.