РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Буйнакск 29 марта 2010 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джабраилова Н.А.,
с участием старшего помощника Махачкалинского межрайонного
природоохранного прокурора Чупалаева М.С.,
при секретаре Апбасовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ... природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «село ...» о признании незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «село ...», об обязании администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения и о запрете МО «село ...» организации мероприятий по размещению отходов на стихийно-образованных полигонах (свалках) на окраине, в центре села и в водоохраной зоне ...-озень,
УСТАНОВИЛ:
... межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным заявлением к администрации МО «село ...» ..., по тем основаниям, что ... межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «село ...» ... РД. Проверкой установлено, что деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО осуществляется администрацией .... Вывоз твёрдых бытовых отходов осуществляется 2 раза в неделю после сбора его на лафет проезжающего по улицам села трактора марки МТЗ-80 из индивидуальных домовладений. Вывозимые отходы размещаются на территории межпоселенческого полигона в районе Карантайской птицефабрики, в местности «...». Земельный участок площадью З га под мусорный полигон отведён постановлением главы администрации Номер обезличен от Дата обезличена. В населённом пункте на территории муниципального образования «село ...» ... отсутствуют контейнеры и урны для регулярного сбора мусора и бытовых отходов, в том числе образуемых и в местах общего пользования, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора производится без учета сезонных и климатических условий, тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. В ходе обследования территории поселения установлены несанкционированные свалки мусора в центре и на окраине села. Площадь свалки при выезде в сторону ... составляет 200 м? высотой накопления мусора до 50 см, при въезде в село со стороны ... в водоохраной зоне ...-озень 15 м? и в центре села у сельской больницы 45 м?. При этом полигоны (свалки) для размещения отходов образованы стихийно, не имеют владельца или собственника и используются без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения; без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; без разработанного регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора. Также не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте.
Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Указанные нарушения закона допущены по вине МО «село ...» ... и они имеют место по настоящее время. Просит суд признать незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «село ...» и обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения, и запретить МО «село ...» организацию мероприятий по размещению отходов на стихийно-образованных полигонах (свалках) на окраине, в центре села и в водоохраной зоне ...-озень.
В судебном заседании старший помощник ... межрайонного природоохранного прокурора Чупалаева М С поддержал заявленные требования в полном объёме.
Председатель ... межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Сайпуллаев А М в суде также поддержал заявленные требования прокурора в полном объёме и просил их удовлетворить.
Надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания представитель МО «село ...» в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки суд в не представил. Однако, представитель муниципального образования «село ...» Альбориев А.А., действующий на основании доверенности в своём заявлении по существу иск прокурора признал, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 6 Устава МО «село ...», администрация МО «село ...» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его исполнение; осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами.
Анализ вышеприведённых норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что администрацией МО «село ...» требования Конституции и вышеуказанных законов не исполняются, на территории МО «село ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Так, установлено, что Дата обезличена ... межрайонным комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ..., а Дата обезличена совместно с ... межрайонной природоохранной прокуратурой производились осмотр территории МО «село ...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории вышеуказанного поселения, и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «село ...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Также суд учитывает, что с момента первой проверки Дата обезличена ответчиком не было принято каких-либо мер, в том числе для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ.
Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20, 24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.
При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем, презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления, на территории муниципального образования, не может быть опровергнута в настоящее время.
Согласно части 1 статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления – МО «село ...” своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе и размещения отходов на надлежаще оборудованных полигонах бытовых отходов (бездействием) может нарушать предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в её исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из ст.80 Ф3 «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.
На основании изложенного, требования прокурора об обязании ответчика принять меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора с мест их несанкционированного размещения следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление ... межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «село ...» ... РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Обязать администрацию и главу муниципального образования «село ...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:
- организовать уборку территории МО «село ...» ... от твёрдых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88;
- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «село ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие;
- в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;
3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;
4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;
5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;
6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;
7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 генеральную схему очистки территорий населенных пунктов;
- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов;
- ликвидировать стихийно организованные на окраине и в центре села около сельской больницы, а также в водоохраной зоне ...-озень свалки бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемых указанными свалками;
- в срок до Дата обезличена организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.
Запретить МО «село ...» ... организовывать мероприятия по размещения отходов на стихийно образованных полигонах (свалках) на окраине, в центре села и в водоохраной зоне ...-озень.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней, путём подачи кассационной жалобы через ... суд Республики Дагестан.
Председательствующий судья Н.А. Джабраилов
отпечатано
в совещательной комнате