РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Буйнакск 9 марта 2010 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джабраилова Н.А.,
при секретаре Апбасовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Сельсовет ...» о признании незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «Сельсовет ...» и об обязании администрацию и главу муниципального образования «Сельсовет ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным заявлением к администрации МО «Сельсовет ...» ..., по тем основаниям, что прокуратурой ... была проведена проверка в с. ... района на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на их территории. В ходе, которой установлено, что деятельность по сбору, вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов и мусора на территории МО «Сельсовет ...» осуществляется жителями села. Отходы производства и потребления размещаются на землях сельского поселения на окраине села, на стихийно организованной администрацией свалке мусора. Указанные нарушения закона допущены по вине МО «Сельсовет ...» ... и они имеют место по настоящее время. Договоры с гражданами на вывоз мусора не заключены. Кроме того, не приняты нормативные правовые акты в области обращения с отходами. Размещаемые на стихийно образованной свалке мусора отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почву, атмосферный воздух, растительный и животный мир в данном месте. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создаётся угроза загрязнения вод, что в конечном итоге создаёт опасность причинения существенного вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого, неограниченного круга лиц, их права на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья. Просит суд признать незаконным бездействий администрации и главы муниципального образования «Сельсовет ...» и обязать администрацию и главу муниципального образования «Сельсовет ...» ... организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.
В судебном заседании помощник прокурора ... Айланматов З А поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель МО «Сельсовет ...» Абидов Х. М., действующий на основании доверенности в суде по существу иска согласен с исковыми требованиями, так как вопрос по организации сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Действительно нарушения имеются. Администрацией выделен земельный участок под организацию полигона для размещения твёрдых бытовых отходов. У администрации нет специальной техники и контейнеров для сбора и вывоза мусора. В настоящее время выкопана яма для мусора. Однако собственных денежных средств у села не достаточно.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Устава МО «Сельсовет ...», администрация МО «Сельсовет ...» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его исполнение; осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством РФ, РД и муниципальными правовыми актами.
Анализ вышеприведённых норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что администрацией МО «Сельсовет ...» требования Конституции и вышеуказанных законов не исполняются, на территории МО «Сельсовет ...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Так, установлено, что от Дата обезличена и Дата обезличена прокуратурой ... с ... комитетом по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ... производился осмотр территории МО «Сельсовет ...», на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В результате осмотров установлено, что администрацией не приняты меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования, что подтверждено письменными материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории вышеуказанного поселения, и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика Абидов Х. М., о том, что они в настоящее время не могут выполнить указанные мероприятия по причине недостаточности средств, необходимости изменения бюджета депутатами, проведения конкурсов на выполнение указанных работ, наступления зимнего периода времени, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, следовательно, администрация МО «Сельсовет ...» должна была предусмотреть необходимые денежные средства для выполнения указанных мероприятий и принять все надлежащие меры к исполнению закона. Также суд учитывает, что с момента первой проверки Дата обезличена ответчиком не было принято каких-либо мер, в том числе для финансовой обеспеченности выполнения указанных работ.
На основании изложенного, требования прокурора об обязании ответчика принять меры по организации сбора и вывоза отходов и мусора с мест их несанкционированного размещения следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования «Сельсовет ...» ... РД, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Обязать администрацию и главу муниципального образования «Сельсовет ...» ... организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:
- организовать уборку территории МО «Сельсовет ...» ... от твёрдых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88;
- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории муниципального образования «Сельсовет ...», предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие);
- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организовать выполнение следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
1) определить метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
2) установить систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;
3) утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечить их разработку, рассмотрение и утверждение;
4) осуществить расчёт цен (тарифов) для потребителей;
5) установить тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;
6) опубликовать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса;
7) разработать и заключить с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
8) разработать и представить на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
- в трёхмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать в соответствии с «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территорий населённого пункта;
- в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.
- в трёхмесячный срок с момента вступления в силу решения суда ликвидировать стихийно организованную на окраине и внутри села свалку бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемую указанной свалкой.
- в трёхмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать оборудование полигона для временного размещения твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена, с определением конкретного пользователя (арендатора) земельного участка и владельца полигона.
- с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованном полигоне (свалке) на окраине и внутри села ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней, путём подачи кассационной жалобы через ... суд Республики Дагестан.
Председательствующий судья Н.А. Джабраилов
отпечатано
в совещательной комнате