Гр. Дело № 2 (1) - 1525\2010г копия Решение Именем Российской Федерации - России. 03 ноября 2010 года г.Бугуруслан Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В., с участием прокурора Рываевой И.В., при секретаре Карповой О.А., а также Медведевой В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, установил: Прокурор Бугурусланской межрайонной прокуратуры обратился в суд с заявлением указывая на то, что в ходе проведения проверки в местах захоронения биологических отходов, по соблюдению требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения отходов было установлено, что расположенный на территории МО «Пронькинский сельсовет» скотомогильник на расстоянии в Номер обезличен. от населенного пункта ... ... ..., не соответствует требованиям ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. При осмотре вышеуказанного скотомогильника установлен ряд нарушений ветеринарно-санитарных правил. Территория скотомогильника не огорожена, обваловка отсутствует, что является нарушением п. 5.6 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (далее по тексту -- ветеринарно-санитарные правила). Над ямой скотомогильника отсутствует навес, также помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что является нарушением п. 5.8. ветеринарно-санитарных правил. Не оборудованы подъездные пути к скотомогильнику, что является нарушением п. 5.10. ветеринарно-санитарных правил. К скотомогильнику имеется свободный доступ бродячим животным, которые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний. На момент проверки крышка скотомогильника была закрыта на замок, специалисты МО «Пронькинского сельсовета» не смогли его открыть. Скотомогильник на балансе администрации муниципального образования «Пронькинский сельсовет» не состоит. Следовательно, органом государственной власти субъектов РФ - Правительством Оренбургской области РФ полномочия должным образом не исполняются, что свидетельствует о его бездействии. Вопрос о скотомогильнике до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При осмотре рядом со скотомогильником был обнаружен труп домашней свиньи. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления - администрацией МО «Пронькинский сельсовет», что также влечет к нарушению ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования«Пронькинский сельсовет». Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном Признать незаконным бездействие администрации МО Признать незаконным бездействие администрации МО Обязать администрацию МО «Пронькинский сельсовет» устранить в В судебном заседании представитель заявителя Рываева И.В. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении. Сведениями о причинах неявки суд не располагает. Представитель заинтересованного лица Медведева В.Л. - глава администрации МО «Пронькинский сельсовет», не возражает против удовлетворения требований прокурора, и пояснила о том, что в настоящее время обнаруженный в ходе проведения проверки труп животного утилизирован. Обустройство и приведение в соответствие с нормами действующего законодательства скотомогильника является затруднительным, в связи с отсутствием денежных средств, на балансе администрации МО «Пронькинский сельсовет» скотомогильник не состоит. С учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица - Правительства Оренбургской области, с учётом требований ч. 2 ст. 257 ГПК РФ. Заслушав объяснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что действительно расположенный на территории МО «Пронькинский сельсовет» скотомогильник на расстоянии в Номер обезличен. от населенного пункта ... ... ..., не соответствует требованиям ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. При осмотре вышеуказанного скотомогильника выявлены ряд нарушений ветеринарно-санитарных правил: территория скотомогильника не огорожена, отсутствует обваловка, навес над ямой скотомогильника, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, не оборудованы подъездные пути. Около скотомогильника, в ходе проведения проверки, обнаружен труп животного. Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни животных и людей, что подтверждается материалами, имеющимися в деле и объяснениями свидетеля ФИО5, заместителя начальника ГУ - Бугурусланского управления ветеринарии. Скотомогильник на балансе администрации муниципального образования «Пронькинский сельсовет» не состоит. В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные права. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечёт вред их здоровью, прав граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования «Пронькинский сельсовет» создаёт угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Согласно ветеринарно-санитарным правилам скотомогильник это место, отведённое для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники, ямы Беккари являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 -ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены п.п. 8,23 п. 1 ст. 14, п.п. 7,21 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 133 - ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации МО «Пронькинский сельский совет» Бугурусланского района не передавалась. С учётом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, находящегося в Номер обезличен метрах от населённого пункта ... ... ..., и его оборудованию в соответствии с ветеринарно - санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Ведомственная целевая программа «Обеспечение ветеринарного обслуживания и государственного санитарного надзора в Оренбургской области. Развитие и укрепление материально - технической базы государственной ветеринарной службы на 2010 - 2012 годы», утверждённая приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленного Оренбургской области от 30 июня 2010 года, не содержит мероприятий в отношении содержания и оборудования скотомогильников. Доказательствами принятия мер по приведению скотомогильника, расположенного в Номер обезличен метрах от населённого пункта ... ..., в надлежащее состояние и его оборудования, Правительством Оренбургской области, суд не располагает. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления - администрацией МО «Пронькинский сельсовет», что также влечет к нарушению ст. 42 Конституции РФ прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части признания незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования «Пронькинский сельсовет» и возложении обязанности на Правительство Оренбургской области устранить в полном Что касается требований о признании незаконным бездействие администрации МО «Пронькинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с наличием трупа павшего животного на территории МО «Пронькинский сельсовет», то суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку после проведения проверки Бугурусланской межрайонной прокуратурой администрацией МО «Пронькинский сельский совет» труп павшего животного утилизирован. Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ Решил: Заявление прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования «Пронькинский сельсовет». Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном Признать незаконным бездействие администрации МО “Пронькинский сельсовет”, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на Обязать администрацию муниципального образования «Пронькинский сельсовет» устранить в полном объёме нарушение прав и свобод граждан путём уборки прилегающей к скотомогильнику территории. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: М.В. Рябчикова Решение изготовлено в окончательной форме 08 ноября 2010 года. Копия верна: Председательствующий: Секретарь: Решение вступило в законную силу «___»__________2010 года Председательствующий:
объёме допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц путём
оборудования скотомогильника в соответствии ветеринарно-санитарным
правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
«Пронькинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на
устройство и содержание скотомогильника.
«Пронькинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по
предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с наличием трупа павшего животного на территории МО «Пронькинский сельсовет».
полном объёме нарушение прав и свобод граждан путём уборки прилегающей к скотомогильнику территории.
объёме допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц путём
оборудования скотомогильника в соответствии ветеринарно-санитарным
правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, признании незаконным бездействие администрации МО
«Пронькинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на
устройство и содержание скотомогильника и возложении на администрацию МО «Пронькинский сельсовет» обязанности устранить в
полном объёме нарушение прав и свобод граждан путём уборки прилегающей к территории скотомогильника территории.
объёме допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц путём
оборудования скотомогильника в соответствии ветеринарно-санитарным
правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
устройство и содержание скотомогильника.