дело по заявлению прокурора на бездействия органа государственной власти Правительства Оренбургской области



Гр. д. № 2(1)-1591/2010г.                                                                копия

Решение

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 года                                                                         г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи К.В. Зверевой,

при секретаре Д.А.Персиянцевой,

с участием старшего помощника Бугурусланского межрайонного прокурора И.В.Рываевой,

а также представителей администрации Михайловского сельсовета Бугурусланского района Евстафьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора на бездействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации-Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления администрации муниципального образования Михайловского сельсовета Бугурусланского района,

установил:

Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации-Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления администрации муниципального образования Михайловского сельсовета, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка в местах захоронения биологических отходов по соблюдению требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения отходов.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Михайловский сельсовет в <адрес> от населенного пункта <адрес> расположен скотомогильник, не соответствующий требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

При осмотре вышеуказанного скотомогильника выявлены ряд нарушений ветеринарно-санитарных правил.

Территория скотомогильника не огорожена, обваловка отсутствует, что является нарушением п.5.6 «Ветеринарно -санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. №13-7-2/469.

Над ямой скотомогильника отсутствует навес, также помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что является нарушением п.5.8. ветеринарно-санитарных правил.

На момент проверки горловина металлической емкости (скотомогильник) закрыта крышкой без замка, что является нарушением п.6.2. ветеринарно-санитарных правил.

Не оборудованы подъездные пути к скотомогильнику, что является нарушением п.5.10 ветеринарно-санитарных правил.

При проверке установлено, что яма скотомогильника доверху заполнена трупами павших животных и твердыми бытовыми отходами (одноразовые шприцы и т.д.), что является нарушением п.1.2. ветеринарно-санитарных правил.

К скотомогильнику имеется свободный доступ бродячим животным, которые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний.

Согласно ветеринарно-санитарным правилам скотомогильник - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Скотомогильники, ямы Беккари являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека».

В ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ (ред. От 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.5 и 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3и п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. ;52-ФЗ «О санитарно- санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп.49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагается на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерации и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправлении Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В ходе проведенной проверки установлено, что вышеуказанный скотомогильник на балансе администрации муниципального образования Михайловский сельсовет не состоит.

Скотомогильник в настоящее время эксплуатируется односельчанами, осуществляется не только сброс трупов животных, но и бытовых отходов (медицинские шприцы, халаты, бахилы и т.д.)

На территории скотомогильника осуществляется выброс мусора, несанкционированна свалка.

Вопрос о скотомогильнике до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Следовательно, органом государственной власти субъекта РФ - Правительством Оренбургской области полномочия должным образом не исполняются, что свидетельствует о его бездействии.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ жизнь и здоровье граждан- неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью, прав граждан на благоприятную окружающую среду. Несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования Михайловский сельсовет создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью.

Просили признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования Михайловский сельсовет.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Михайловский сельсовет, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильника.

В судебном заседании старший помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Рываева И.В. заявление поддержала. Она также просила установить срок Правительству Оренбургской области для оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Правительства Оренбургской области в суд не явился. О времени и месте были извещены надлежащим образом. В представленных суду отзывах на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ б/н и от ДД.ММ.ГГГГ , приобщенных к материалам дела, исковые требования прокурора не признали, ссылаясь на то, что на органе государственной власти субъекта Российской Федерации не лежит обязанность по оборудованию скотомогильника. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию.

Представитель администрации Михайловского сельсовета Бугурусланского района - Евстафьева А.В. - и.о. главы администрации требования прокурора по существу признала. Она пояснила, что оборудование скотомогильника не отвечает ветеринарным и санитарным правилам, а именно нет навеса, помещения для вскрытия трупов животных и хранения дезинфицирующих средств, отсутствуют ров, обваловка и ограждение глухим забором. Администрация Михайловского сельсовета по вопросу выделения денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника в Правительство Оренбургской области не обращалось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Михайловский сельсовет в <адрес> от населенного пункта <адрес> расположен скотомогильник, не соответствующий требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, над ямой скотомогильника отсутствует навес, помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.

Также установлено, что вышеуказанный скотомогильник на балансе администрации муниципального образования Михайловский сельсовет не состоит.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. ;52-ФЗ «О санитарно- санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп.49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Анализ проведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию и надлежащем состоянии и оборудовании скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и является расходными обязательствами субъекта РФ.

Ссылка Правительства Оренбургской области на то, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления, основана на неправильном толковании закона.

Статьей 1 ФЗ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ (ред. От 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена, как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп.8, 23 п.1 ст.14,пп.7,21 и п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме того, возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Судом также установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования Михайловский сельсовет не передавались.

С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, находящегося в <адрес> от населенного пункта <адрес> и его оборудование в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

В судебном заседании также установлено, что администрации муниципального образования Михайловский сельсовет не принимала никаких мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильника.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования прокурора, предъявленные к Правительству Оренбургской области и органу местного самоуправления администрации муниципального образования Михайловского сельсовета Бугурусланского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Бугурусланского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования Михайловский сельсовет.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Михайловский сельсовет, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильника.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

           Председательствующий: К.В.Зверева

Решение изготовлено в окончательной форме 22 ноября 2010 года.

           Председательствующий: К.В.Зверева

Копия верна: председательствующий:

                                                 секретарь:

Решение вступило в законную силу «___»____________2010 года.

                       Председательствующий: