по заявл. Бугурусл. межр. прокурора о призн. незакон. безд.гос.органа



Гр. Дело № 2 (1) - 1588/2010г                                                                       копия

                                                                                                                                                

Решение

Именем Российской Федерации - России.

17 ноября 2010 года                                                                           г.Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,

с участием прокурора Рываевой И.В.,

при секретаре Карповой О.А.,

а также Астаева И.Н.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области

установил:

Прокурор Бугурусланской межрайонной прокуратуры обратился в суд, с заявлением, указывая на то, что в ходе проведения проверки в местах захоронения биологических отходов, по соблюдению требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения отходов было установлено, что расположенные на территории МО «Нижнепавлушкинский сельсовет» три скотомогильника, не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

При осмотре скотомогильника расположенного на расстоянии <данные изъяты> км на возвышенном месте от населённого пункта <адрес> <адрес>, на расстоянии <данные изъяты> км от населённого пункта <адрес> и на расстоянии <данные изъяты> км от населённого пункта <адрес> установлен ряд нарушений ветеринарно-санитарных правил.

Территория скотомогильников не огорожена или огорожена жердями, отсутствует обваловка, что является нарушением п. 5.6 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (далее по тексту -- ветеринарно-санитарные правила).

Над ямой скотомогильников отсутствует навес, также помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что является нарушением п. 5.8. ветеринарно-санитарных правил.

Не оборудованы подъездные пути к скотомогильникам, что является нарушением п. 5.10. ветеринарно-санитарных правил.

Следовательно, к скотомогильникам имеется свободный доступ бродячим животным, которые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний.

Скотомогильники на балансе администрации муниципального образования «Нижнепавлушкинский сельсовет» не состоят.

Следовательно, органом государственной власти субъекта РФ - Правительством Оренбургской области РФ полномочия должным образом не исполняются, что свидетельствует о его бездействии.

Вопрос о скотомогильниках до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создается препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно подпункта 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления - администрацией МО «Нижнепавлушкинский сельсовет», что также влечет к нарушению ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования « Нижнепавлушкинский сельсовет».

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном
объёме допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц путём
оборудования скотомогильника в соответствии ветеринарно-санитарным
правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Признать      незаконным      бездействие      администрации      МО
«Нижнепавлушкинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильника.

В судебном заседании представитель заявителя Рываева И.В. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и, просит суд установить срок для устранения органом государственной власти субъекта РФ в полном объёме допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц путём оборудования скотомогильника в соответствии ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до 31 декабря 2011 года.

Представитель заинтересованного лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении заинтересованного лица. В деле имеется отзыв, согласно которого просят суд рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. В удовлетворении требований заявителя отказать в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица Астаев Н.И. - глава администрации МО «Нижнепавлушкинский сельсовет» не возражает против удовлетворения требований прокурора и пояснил о том, что обустройство и приведение в соответствие с нормами действующего законодательства скотомогильников является затруднительным, в связи с отсутствием денежных средств. На балансе администрации МО «Нижнепавлушкинский сельсовет» скотомогильники не состоят.

С учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица - Правительства Оренбургской области, с учётом требований ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.

Заслушав объяснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что действительно расположенные на территории МО « Нижнепавлушкинский сельсовет» скотомогильники, не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

При осмотре, выявлены ряд нарушений ветеринарно-санитарных правил: территория скотомогильников не огорожена, отсутствует обваловка, навес над ямой, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, не оборудованы подъездные пути.

Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни животных и людей, что подтверждается материалами, имеющимися в деле.

На балансе администрации муниципального образования «Нижнепавлушкинский сельсовет» скотомогильники не состоят.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.

В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. «ц.» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные права. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечёт вред их здоровью, прав граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, несоответствие скотомогильников правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования «Нижнепавлушкинский сельсовет» создаёт угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью.

Согласно ветеринарно-санитарным правилам скотомогильник это место, отведённое для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Скотомогильники, ямы Беккари являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 -ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены п.п. 8,23 п. 1 ст. 14, п.п. 7,21 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 133 - ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации МО «Нижнепавлушкинский сельский совет» Бугурусланского района не передавалась.

С учётом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильников и оборудование их в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

Ведомственная целевая программа «Обеспечение ветеринарного обслуживания и государственного санитарного надзора в Оренбургской области. Развитие и укрепление материально-технической базы государственной ветеринарной службы на 2010 - 2012 годы», утверждённая приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 30 июня 2010 года, не содержит мероприятий в отношении содержания и оборудования скотомогильников.

Доказательствами принятия мер по приведению скотомогильников, расположенных на территории МО «Нижнепавлушкинский сельский совет» в надлежащее состояние и его оборудования, Правительством Оренбургской области, суд не располагает.

Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления - администрацией МО «Нижнепавлушкинский сельсовет», что также влечет к нарушению ст. 42 Конституции РФ прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ

Решил:

Заявление прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории муниципального образования «Нижнепавлушкинский сельский совет» Бугурусланского района Оренбургской области.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном
объёме допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц путём
оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до 31 декабря 2011 года.

Признать      незаконным      бездействие      администрации      Муниципального образования «Нижнепавлушкинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на
устройство и содержание скотомогильников.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

         Председательствующий:                                                     М.В. Рябчикова

Решение изготовлено в окончательной форме 17 ноября 2010 года.

Копия верна: Председательствующий:

           Секретарь:

Решение вступило в законную силу «___»__________2010 года

            Председательствующий: