дело по иску Шептухина А.Н. об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии досрочно



Гр.д.№2(1)-491/11г. копия

Решение

Именем Российской Федерации

г.Бугуруслан

05 апреля 2011 года

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Зверевой К.В.,

при секретаре Кусковой Д.А.,

с участием истца Шептухина А.Н., его представителя адвоката Шептухиной Л.Н., представителей ответчика Кинжалова Е.П., Пузырниковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шептухина А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Шептухин А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане (далее Управление Пенсионного фонда), указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ после окончания <данные изъяты> был назначен на работу <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом на срочную службу в ряды Советской Армии был освобожден от занимаемой должности.

Срочную военную службу он проходил по ДД.ММ.ГГГГ.

После увольнения в запас, ДД.ММ.ГГГГ вновь был принят на работу на должность <данные изъяты>, переименованную позже в <данные изъяты>, в которой продолжил заниматься педагогической деятельностью и в которой трудится по настоящее время.

Считая, что его специальный педагогический стаж составил 25 лет, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Пенсионного фонда принято решение , которым в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано. В его трудовой стаж было засчитано <данные изъяты> год <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дней.

В специальный стаж не были включены периоды прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> г.<данные изъяты> дня, время учебных отпусков в связи с обучением в ВУЗе по педагогической специальности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), а также периоды прохождения им курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней).

Отказ считает не соответствующим закону.

Поэтому просил отменить решение начальника Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Управление Пенсионного фонда включить в его специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды, начислить и выплачивать пенсию, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Шептухин А.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители Управления Пенсионного фонда Кинжалов Е.П., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Пузырникова Н.Ю., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , требования Шептухина А.Н. не признали и пояснили, что назначить трудовую пенсию досрочно истцу нет возможности, из-за отсутствия требуемого 25 лет специального стажа. В специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не представляется возможным включить периоды прохождения им военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку служба в армии и органах МВД засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет по постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которое отменено 01 октября 1993 года. Доводы истца о возможности применения постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 «Об утверждении Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» являются обоснованными, но согласно разъяснения Минтруда РФ от 17.10.2003 г.. N 4 Шептухин А.Н. до дня отмены указанного выше постановления, т.е. до 1 октября 1993 г не выработал необходимый специальный трудовой стаж, который давал право на пенсию за выслугу лет. Включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках также нет возможности, так как в указанный период истец не занимался педагогической деятельностью.

Выслушав объяснения истца, его представителя, объяснения представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины 60 лет.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с действующим с 14 ноября 2002 года «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденном Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года РФ N781, действовавшим до 1 января 2002 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (с изменениями от 22 сентября 1993 года) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 (с изменениями от 1 февраля 2001 года) «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» служба в армии и органах МВД не засчитываются и не засчитывались в специальный стаж.

Однако служба в армии и органах МВД давали право для назначения пенсии за выслугу лет учителям согласно «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Таким образом, Шептухин А.Н., проходя службу в армии и органах МВД, рассчитывал на выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагал, что может реализовать право на досрочное получение пенсии. Помимо того лицам, ушедшим на пенсию в связи с педагогической деятельностью ранее 1 октября 1993 года служба в армии и органах МВД, засчитывались в трудовой стаж.

Данное говорит о нарушении конституционного права Шептухина А.Н., поскольку ст. 19 Конституции РФ предусматривает равенство прав граждан, а согласно ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Из смысла и содержания ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что законодатель, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления этого закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, право на досрочное назначение пенсии по старости.

Конституционный суд также ориентирует на то, что при назначении пенсии должны применяться новые нормы в той части, в какой они не отменяют и не умаляют права граждан и те нормы, которые действовали в конкретный период деятельности.

Закреплено это положение в п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, а также и определением Конституционного Суда РФ от 06 марта 2003 года № 107-О.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, периоды службы в армии и органах МВД подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Трактовка ответчиком действующего законодательства в плане ущемления прав Шептухина А.Н. является неправомерной.

Суд также считает, что новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают положение граждан.

Доводы ответчика в той части, что периоды службы в армии и МВД подлежали зачету в специальный стаж при условии, что на момент прекращения действия Положения от 17 декабря 1959 года №1397 у истца уже был выработан требуемый стаж, не состоятельны, поскольку закон не определял дату, до наступления которой работник должен был выработать специальный стаж.

Как усматривается из материалов дела стаж работы Шептухина А.Н. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней, то есть более чем 2/3 требуемого стажа.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается определенными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

           Указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Суд также считает необходимым включить в специальный стаж Шептухина А.Н. периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней) - нахождения в учебных отпусках.

Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.

В Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР (глава IV "Рабочее время" и глава XIII "Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением") работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Учебные отпуска Шептухину А.Н. были предоставлены с сохранением заработной платы. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

В соответствии с п.4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В силу ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.

Кроме того, согласно п.5 ст.68 КЗоТ РСФСР в редакции 1971 года ежегодные дополнительные отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных законодательством. В связи с этим учебные отпуска, предоставление которых предусматривалось Кодексом, следует рассматривать как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Шептухина А.Н. с учетом включенных Управлением Пенсионного фонда - <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дней и судом <данные изъяты> года <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дней составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней, что достаточно для назначения пенсии досрочно.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что исковые требования Шептухина А.Н. об отмене решения об отказе ему в назначении пенсии досрочно также следует удовлетворить.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из дела видно, что Шептухин А.Н. согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ понес расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты> руб. Поэтому указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шептухина А.Н. удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане включить Шептухину А.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> г.<данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане об отказе в назначении Шептухину А.Н. пенсии досрочно отменить.

Взыскать с Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане в пользу Шептухина А.Н. в возмещение расходов по государственной пошлине <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 10 дней дня принятия решения судом в окончательной форме.

            Председательствующий: К. В. Зверева

Решение изготовлено в окончательной форме 06 апреля 2011 года.

            Председательствующий: К.В.Зверева

Копия верна: председательствующий:

                                                 секретарь:

Решение вступило в законную силу «___»_____________________2011 года.

                        председательствующий: