гр. дело № 2(1)-1120/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Бугуруслан 28 сентября 2011 года Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дорошенко С.В., при секретаре Федоровой Е.С., с участием представителя истца - помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Александрова А.Е., истца Шинкаревой М.В., представителя ответчика администрации муниципального образования «г. Бугуруслан» - Флигер В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Шинкаревой М.В. к администрации муниципального образования «г. Бугуруслан» об обязании предоставления жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах Шинкаревой М.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «г. Бугуруслан» об обязании предоставить жилое помещение, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Распоряжению главы администрации муниципального образования «г. Бугуруслан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Шинкарева М.В., в составе <данные изъяты> <данные изъяты>, поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем. Она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. В судебном заседании помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Александров А.Е. поддержал исковые требования по указанным в заявлении основаниям. Просил обязать администрацию МО «г. Бугуруслан» предоставить вне очереди по договору социального найма Шинкаревой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из <данные изъяты> <данные изъяты>, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ <адрес>, выделенных на эти цели. Истец Шинкарева М.В. исковые требования прокурора поддержала. Пояснила, что в настоящее время она вынуждена была сменить место жительства, поскольку дом по адресу: <адрес> в котором она проживала и прописана, продается. Просила обязать администрацию МО «г. Бугуруслан» предоставить ей вне очереди по договору социального найма, на семью из <данные изъяты> <данные изъяты>, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ <адрес>, выделенных на эти цели. Представитель ответчика администрации муниципального образования «г. Бугуруслан» - Флигер В.П., действующая на основании доверенности, исковые требования Бугурусланского межрайонного прокурора не признала, пояснив, что Шинкарева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в администрацию муниципального образования «г. Бугуруслан» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что осталась без попечения родителей. Предоставив необходимые документы, она была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья на основании распоряжения главы муниципального образования «г. Бугуруслан» №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Статус оставшейся без попечения родителей подтверждается решением Бугурусланского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ее матери - Шинкаревой В.В. Статус нуждающейся в улучшении жилищных условий подтверждается предоставленными справками Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (Бугурусланский филиал), Бугурусланского филиала ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости». Шинкарева М.В. зарегистрирована по <адрес>, в доме своего попечителя Азикова В.К., общей площадью <данные изъяты> кв.м. В списках очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, Шинкарева М.В. значится под № <данные изъяты>. Все очередники равны, но есть те, которые резко нуждаются в улучшении жилищных условий, это, к примеру, семейные или матери-одиночки. Жилищные условия Шинкаревой М.В. будут улучшены в следующем году. В соответствии с изложенным, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки в суд не сообщил. Выслушав объяснения истца, помощника Бугурусланского межрайонного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Шинкаревой М.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до <данные изъяты> лет. В соответствии со ст. 4 указанного Закона дополнительные гарантии и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из вышеназванного закона, лица указанной категории обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.п. 2 п. 2 п. 3 п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Так, вне очереди согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончаний службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через <данные изъяты> рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на <данные изъяты> не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 1, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-IУ-ОЗ «О наделении органов местного, самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями <адрес> наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до <данные изъяты> лет). Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-IУ-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории <адрес>, жилых помещений жилищного фонда <адрес>» жилые помещения жилищного фонда <адрес> предоставляются по следующим нормам: - одиноко проживающим гражданам - <данные изъяты> кв. метра общей площади жилья. - на семьи из <данные изъяты> человек - <данные изъяты> кв. метра общей площади жилья. В соответствии с п. 4 ст. 3 названного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда <адрес> предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до <данные изъяты> лет). Согласно ст. 6 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления. Однако приведенные положения федерального законодательства органами исполнительной власти до настоящего времени не исполнены. Согласно Распоряжению главы администрации муниципального образования «г. Бугуруслан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Шинкарева М. В., в составе <данные изъяты> человека, поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем, как оставшаяся без попечения родителей. Шинкарева М.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ДД.ММ.ГГГГ Шинкаревой М.В. в адрес администрации МО «г. Бугуруслан» направлено заявление о постановке на учет на улучшение жилищных условий, так как она является ребенком, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «г. Бугуруслан» в адрес Шинкаревой М.В. направлено уведомление о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Мать - Шинкарева В.В. решением Бугурусланского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец в свидетельство о рождении вписан со слов матери (справка о рождении №). Распоряжением главы администрации «г. Бугуруслан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р была установлена опека над несовершеннолетней Шинкаревой М.В. В период нахождения Шинкаревой М.В. под опекой органами опеки и попечительства МО «г. Бугуруслан» жилье за опекаемой не закреплялось. Шинкарева М.В. зарегистрирована и проживает в доме у опекуна Азикова В.К., собственного жилья не имеет. Статус нуждающейся в улучшении жилищных условий подтверждается предоставленными справками Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (Бугурусланский филиал), Бугурусланского филиала ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости». С <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. Шинкарева М.В. обучалась в ГОУ СПО «Педагогический колледж» по специальности «Преподавание в начальных классах», находилась на полном государственном обеспечении По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Шинкарева М.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Шинкаревой М.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Шинкаревой М.В. - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования « <адрес>» предоставить вне очереди по договору социального найма Шинкаревой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из <данные изъяты> <данные изъяты>, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации <адрес>, выделенных на эти цели. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Судья: подпись С.В. Дорошенко Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2011 года Судья: подпись С.В.Дорошенко
одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого
помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента
принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не
связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.