по иску Карпушкиной Т.И. к ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане об оспаривании отказа в досрочном назначении пенсии



Гр. дело №2(1)-1580/2011г                                                                            

                                                                                

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года                                                                       г.Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.

при секретаре Карповой О.А.,

а также Карпушкиной Т.И., Кинжалова Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпушкиной Т.И. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане (ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане) об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Карпушкина Т.И. обратилась в суд, с иском указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением начальника ГУ-УПФ РФ в г. Бугуруслане от ДД.ММ.ГГГГ ей отказали в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости, со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) в качестве медсестры - воспитателя Детского комбината <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) - в качестве старшей медсестры детского комбината ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) - за указанный период не начислялась заработная плата.

Считает данный отказ незаконным, так как работает в области здравоохранения более <данные изъяты> лет.

В связи с чем, просит суд обязать ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

в календарном порядке период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) в качестве медсестры - воспитателя Детского комбината <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) - в качестве старшей медсестры детского комбината , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.)- в качестве медсестры процедурного кабинета в городской больнице им. ФИО12;

в льготном исчислении (<данные изъяты>): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.) - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком.

Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования в полном объёме.

Представитель ответчика Кинжалов Е.П., действующий по доверенности, исковые требования истца не признал, по основаниям, изложенным в отзыве. Считает отказ ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области законным и обоснованным.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (согласно ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 ). Одним из элементов социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии установлен ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года.

В соответствии с п.4 ст. 13 данного Закона, правила подсчёта и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемым Правительством РФ.

В соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Условием досрочного назначения пенсии в соответствии с п. 3 ст. 28 РФ от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является занятость на работах, в профессиях, должностях, специальностях и учреждениях (организациях), которые предусмотрены Списками, утвержденными Правительством РФ.

Согласно п. 3 ст. 28 названного Закона, Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учётом которых назначается, трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

С 12 ноября 2002 года на территории РФ действует утверждённый Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».

В судебном заседании установлено, что Карпушкина Т.И. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника УПФ РФ в г. Бугуруслане от ДД.ММ.ГГГГ Карпушкиной Т.И. отказано в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости, со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.

ФИО10 (ФИО16) Т.И. в ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс ФИО17 медицинского училища по специальности медсестринской и присвоена квалификация медицинской сестры, что подтверждается дипломом .

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, в соответствии с требованиями п. 4 п. 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из трудовой книжки истца усматривается, что Карпушкина Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени осуществляет медицинскую деятельность.

Суд считает необоснованным отказ ответчика о включении Карпушкиной Т.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) в качестве медсестры - воспитателя Детского комбината <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) - в качестве старшей медсестры детского комбината по следующим основаниям.

До 1 ноября 1999 года применялся «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет», утверждённый Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

После 1 ноября 1999 года (до 12 ноября 2002 года), применялся «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.

Вместе с тем, действовавшее до 1 октября 1993 года Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», позволяло включать в специальный стаж все работы среднего медицинского персонала, не зависимо от наименования должностей.

Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, с последующими изменениями и дополнениями, действовавшее до 1 ноября 1999 года, давало право на пенсию за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Право указанных лиц на льготную пенсию по указанному Списку не было ограничено правовым статусом учреждения, а зависело от вида деятельности и не зависит ни от наименования должности, ни от наименования лечебно - профилактического учреждения.

Постановлением Конституционного суда РФ от 3 июня 2004 года № 11 -П, признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения п.п. 10,11,12 п. 1 ст. 28 и п.п. 1, 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально - зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Анализируя изложенное, суд пришел к выводу, что работодатель недобросовестно относился к исполнению обязанностей по составлению (изложению) записей истца в трудовой книжке, приказах о приёме на работу, перемещению и других документах.

Суд считает, что Карпушкина Т.И. не должна быть ущемлена в правах на социальное обеспечение.

Подлежащим удовлетворению суд считает требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении (<данные изъяты>) период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребёнком, поскольку в указанные периоды Карпушкина Т.И. осуществляла работу в учреждении и в должности, дающих право на льготное исчислении указанных периодов работы.

До вступления в силу закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543 - 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком действовало постановление Совета Министров ССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В связи с чем, период нахождения Карпушкиной Т.И. в отпуске по уходу за ребёнком подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Что касается периода работы истца в должности медсестры процедурного кабинета в городской больнице им. ФИО12, то суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих факт исполнениия трудовых обязанностей.

Продолжительность стажа Карпушкиной Т.И., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости исчисленный ГУ-УПФ РФ в г.Бугуруслане в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П составил <данные изъяты>.

С учётом включенных судом периодов работы продолжительность стажа истца составила более <данные изъяты> лет.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поэтому требования истца о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПКРФ

Решил:

Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане включить Карпушкиной Т.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.), в льготном исчислении <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.

Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бугуруслане Оренбургской области назначить и выплачивать Карпушкиной Т.И. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                          М.В.Рябчикова

Решение изготовлено в окончательной форме 20 декабря 2011 года