2(1)-568/2012 Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах администрации МО `город Бугуруслан` к ООО `Люкс-Строй-Сервис` о взыскании суммы неосновательного обогащения. В законную силу не вступило.



Гр.д. № 2(1) - 568/2012                                                                                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

          14 августа 2012 года                                                                         г.Бугуруслан

           Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Афонькина Р.Ю.,

при секретаре Долженковой О.А.,

с участием прокурора Калюжина А.А., представителя истца Токарева С.В., представителей ответчика Голиковой О.Н., Абсалямовой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах администрации муниципального образования «город Бугуруслан» к ООО «Люкс-Строй-Сервис» о взыскании суммы неосновательного обогащения,

                                                              установил:

             Бугурусланский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах администрации муниципального образования «город Бугуруслан» (далее администрация МО «г.Бугуруслан») с настоящим иском указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между собственниками жилых помещений в домах, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес> и ООО «Люкс-Строй-Сервис» заключено девять договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Финансирование затрат на проведение капитального ремонта указанных домов осуществлялось в порядке ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанные жилые дома включены в областную адресную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах», утвержденную Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.03.2010 N 195-п "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах".

В соответствии со сметами, которые являются неотъемлемой частью указанных договоров, и актами о приемке выполненных работ в сметные расходы включены затраты на зимнее удорожание <данные изъяты>%, страхование <данные изъяты>%, содержание дирекции <данные изъяты>%, технадзор <данные изъяты>%, оформление конкурсной документации, составление сметы <данные изъяты>%, проектно изыскательские работы <данные изъяты>%, экспертиза <данные изъяты>%., всего на <данные изъяты>

Данные расходы были оплачены из бюджета муниципального образования «г.Бугуруслан» подрядчику ООО «Люкс-Строй-Сервис», что подтверждается платежными поручениями.

Включение указанных затрат в сметы и их оплата противоречит ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и повлекло возникновение у ООО «Люкс-Строй-Сервис» перед МО «г.Бугуруслан» обязательств вследствие неосновательного обогащения.

Кроме того, в ходе проведенной Бугурусланской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что при осуществлении сметного расчета затрат на проведение капитального ремонта указанных домов допущены ошибки, которые повлекли увеличение сметной стоимости, а именно:

- в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.90 допущена арифметическая ошибка - 1х10 500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты> руб.;

- в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.52 допущена арифметическая ошибка - 1х10 500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты> руб.;

- в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.51 допущена арифметическая ошибка - 1х10 500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты> руб.;

- в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.59 допущена арифметическая ошибка - 1х10 500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты> руб.;

- в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.3 допущена арифметическая ошибка - 1х10 500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты> руб.;

В итоге указанные арифметические ошибки повлекли увеличение общей сметной стоимости ремонта на <данные изъяты> руб. и как следствие неосновательное обогащение ООО «Люкс-Строй-Сервис» на сумму <данные изъяты>.

Таким образом, ООО «Люкс-Строй-Сервис» получило неосновательное обогащение за счет средств бюджета муниципального образования «г. Бугуруслан» в размере <данные изъяты>.

            Также прокурор просил суд обязать ООО «Люкс-Строй-Сервис» возвратить в бюджет МО «г.Бугуруслан» неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты>., вызванное неосновательным завышением выполненных объемов работ и примененных материалов, а всего <данные изъяты>

             В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Калюжин А.А. исковые требования увеличил и уточнил, просил взыскать с ООО «Люкс-Строй-Сервис» в пользу администрации МО «г.Бугуруслан» неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты>.

В настоящем судебном заседании прокурор и представитель администрации МО «город Бугуруслан» отказались от иска в части взыскания с ООО «Люкс-Строй-Сервис» в пользу администрации МО «г.Бугуруслан» <данные изъяты>. Отказ принят судом. Иск в части взыскания неосновательного обогащения в сумме <данные изъяты> поддержали.

Представитель истца, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Токарев С.В., уточненные исковые требования поддержал.

Представители ответчика, действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ Голикова О.Н. и Абсалямова Э.Ф., в судебном заседании исковые требования прокурора не признали по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательствами по делу в соответствии со ст. 55 ГПК РФ являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.                  

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между собственниками жилых помещений в домах, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> в <адрес> и ООО «Люкс-Строй-Сервис» заключено девять договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

    Финансирование затрат на проведение капитального ремонта указанных домов осуществлялось в порядке ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанные жилые дома были включены в областную адресную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах», утвержденную Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.03.2010 N 195-п "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах".

В соответствии со сметами, которые являются неотъемлемой частью указанных договоров, и актами о приемке выполненных работ в сметные расходы были включены затраты на зимнее удорожание <данные изъяты>%, страхование 1%, содержание дирекции <данные изъяты>%, технадзор <данные изъяты>%, оформление конкурсной документации, составление сметы <данные изъяты>%, проектно изыскательские работы <данные изъяты>%, экспертиза <данные изъяты>%., всего в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. : 100 х <данные изъяты>% ( <данные изъяты>%+<данные изъяты>%+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>%+<данные изъяты>%+<данные изъяты>%)).

              Данные расходы были оплачены из бюджета муниципального образования «г.Бугуруслан» подрядчику ООО «Люкс-Строй-Сервис», что подтверждается

платежными поручениями на сумму <данные изъяты> и не оспаривается сторонами.

             В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Оренбургской области от 26.03.2010 N 195-п "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по перечню согласно приложению N 1 к настоящей Программе относятся:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыш;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

5) утепление и ремонт фасадов.

Средства Фонда, местных бюджетов, направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, могут использоваться только на оплату указанных видов работ, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта многоквартирных домов и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Расходование средств Фонда осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 4.33 МДС 81-35.2004, утв. Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе на удорожание работ, выполняемых в зимнее время.

При осуществлении капитального строительства с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, и целевых внебюджетных фондов, а также целевых фондов федеральных и региональных министерств и ведомств используются нормы установленные в ГСН 81-05-02-2001, утв. постановлением Госстроя России от 19 июня 2001 № 62.

Так в соответствии с п. 6 ГСН 81-05-02-2001 температурная зона и продолжительность расчетного зимнего периода для каждой конкретной стройки определяются в соответствии с территориальным делением, приведенным в приложении к сборнику, независимо от фактической температуры наружного воздуха при производстве работ.

В соответствии с ГСН 81-05-02-2001 период зимнего времени для Оренбургской области установлен с 10 ноября по 31 марта.

Согласно актам о приемке работы по ремонту указанных многоквартирных домов, работы выполнялись ООО «Люкс-Строй-Сервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. в летний период.

Таким образом, при разработке локальных сметных расчетов ООО «Люкс-Строй-Сервис» расходы на зимнее удорожание в размере <данные изъяты>% включены в смету необоснованно. В результате указанного ООО «Люкс-Строй-Сервис» получило неосновательное обогащение.

            Также суд считает, что ООО «Люкс-Строй-Сервис» незаконно были включены в локальные сметные расчеты капитального ремонта указанных многоквартирных домов расходы на страхование в размере <данные изъяты>%, содержание дирекции в размере <данные изъяты>%, технадзор в размере <данные изъяты>%, оформление конкурсной документации, составление сметы в размере <данные изъяты>%, проектно изыскательные работы в размере <данные изъяты>%, экспертизу в размере <данные изъяты>%, поскольку ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не предусматривает включение указанных расходов при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах.

             Как видно из решения Бугурусланского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, были признаны незаконными действия администрации МО «город Бугуруслан», связанные с включением в муниципальную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Бугуруслана» на 2010 год, утвержденную Постановлением главы МО «город Бугуруслан» -п от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованных расходов на зимнее удорожание в размере 0,87%, страхование в размере <данные изъяты>%, содержание дирекции в размере <данные изъяты>%, технадзор в размере <данные изъяты>%, оформление конкурсной документации, составление сметы в размере <данные изъяты>%, проектно изыскательные работы в размере <данные изъяты>%, экспертизу в размере <данные изъяты>%, в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> <адрес> в <адрес>. Суд обязал администрацию МО «горд Бугуруслан» в срок до ДД.ММ.ГГГГ исключить из муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Бугуруслана» на 2010 г необоснованные расходы на зимнее удорожание в размере <данные изъяты>%, страхование в размере <данные изъяты>%, содержание дирекции в размере <данные изъяты>%, технадзор в размере <данные изъяты>%, оформление конкурсной документации, составление сметы в размере <данные изъяты>%, проектно изыскательные работы в размере <данные изъяты>%, экспертизу в размере <данные изъяты>%, в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> в <адрес>. Решение вступило в законную силу.

Как видно из Постановления -П от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО «город Бугуруслан», внесены изменения в муниципальную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Бугуруслана» на 2010 г, утвержденную Постановлением главы МО «город Бугуруслан» -п от ДД.ММ.ГГГГ, исключены расходы на зимнее удорожание в размере <данные изъяты>%, страхование в размере <данные изъяты>%, содержание дирекции в размере <данные изъяты>%, технадзор в размере <данные изъяты>%, оформление конкурсной документации, составление сметы в размере <данные изъяты>%, проектно изыскательные работы в размере <данные изъяты>%, экспертизу в размере <данные изъяты>%, в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> в <адрес>.

              Таким образом, суд считает установленным, что путем включения в локальные сметные расчеты капитального ремонта указанных многоквартирных домов незаконных и необоснованных расходов ООО «Люкс-Строй-Сервис» получило неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>. : 100 х <данные изъяты>% ).

               В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Согласно с ч. 5 Постановления Правительства Оренбургской области от 26.03.2010 N 195-п "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах" доли софинансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов определяются с учетом следующего: средства фонда и местных бюджетов не более 95%, средства собственников не менее 5%.

В соответствии с ч. 7 Постановления Правительства Оренбургской области от 26.03.2010 N 195-п доли софинансирования для муниципального образования «город Бугуруслан» составляют следующие показатели:

- средства фонда <данные изъяты>%;

- средства местного бюджета <данные изъяты>%;

- средства собственников <данные изъяты>%.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для реализации указанных целей Правительством Оренбургской области принято Постановление от 26.03.2010 N 195-п "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах". В соответствии с разделом 7 областной адресной программы средства Фонда, поступившие на капитальный ремонт многоквартирных домов в доход областного бюджета, перечисляются в доход бюджетов городских округов и муниципальных районов.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, средства Фонда, поступившие из бюджета Оренбургской области в бюджет муниципального образования г.Бугуруслан на реализацию программы капитального ремонта многоквартирных домов составляют доходную часть бюджета муниципального образования «г.Бугуруслан».

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В данном случае расходные обязательства МО «г.Бугуруслан», связанные с оплатой мероприятий по проведению капитального ремонта указанных многоквартирных домов, возникли в силу действия Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановления Правительства Оренбургской области от 26.03.2010 N 195-п "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Оренбургской области в 2010 - 2011 годах", Постановления администрации МО «г. Бугуруслан» №218-п от 25.03.2010 г. «О муниципальной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Бугуруслана» на 2010 год».

               При таких обстоятельствах суд удовлетворяет иск в части взыскания с ООО «Люкс-Строй-Сервис» в пользу администрации МО «город Бугуруслан» неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>..

             Также суд считает, что подлежит частичному удовлетворению иск в части взыскания неосновательного обогащения вызванного арифметическими ошибками при составлении актов о приемке выполненных работ

             Как видно из акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.90 допущена арифметическая ошибка - 1х10500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты>.; в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.52 допущена арифметическая ошибка - 1х10 500,22=<данные изъяты> руб. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты>.; в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.51 допущена арифметическая ошибка - 1 х10 500,22=<данные изъяты>. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты>.; в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.59 допущена арифметическая ошибка - 1,5х10500,22=<данные изъяты>. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты>.; в акте о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, объект <адрес> п.3 допущена арифметическая ошибка - 1,5 х10500,22=<данные изъяты>. Указанная ошибка повлекла увеличение сметной стоимости на <данные изъяты>.

Таким образом, суд считает установленным, что указанные арифметические ошибки повлекли увеличение общей сметной стоимости ремонта на <данные изъяты>. и как следствие неосновательное обогащение ООО «Люкс-Строй-Сервис» на данную денежную сумму.

При таких обстоятельствах с ООО «Люкс-Строй-Сервис» подлежит взысканию в пользу администрации МО «город Бугуруслан» неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, о уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ООО «Люкс-Строй-Сервис» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

             Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

          решил:

    взыскать с ООО «Люкс-Строй-Сервис» в пользу администрации МО «город Бугуруслан» неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты>.

    Взыскать с ООО «Люкс-Строй-Сервис» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

    В остальной части иска Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах администрации муниципального образования «город Бугуруслан отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                                

                        Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме 17 августа 2012 года.

                        

                        Председательствующий: