Дело № 1-534/2010 года.
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Бугульма РТ 1 ноября 2010 года.
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Мифтахова Ф.М.
с участием государственного обвинителя помощника Набережночелнинского городского прокурора РТ Узбекова Р.Р.
обвиняемого Низамова И.А.
защитника адвоката Старостина С.Н., представившего удостоверение № и ордер №
при секретаре Лобановой Н.Н.,
а также представителя потерпевшего ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Низамова И.А., родившегося <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
23 мая 2009 года около 21 часа 45 минут Низамов И.А. управляя автомашиной № с пассажиром ФИО3 двигался по автодороге «Бугульма – Зеленая Роща» со стороны Зеленая Роща в направлении г.Бугульма. В процессе движения на 8 километре автодороги «Бугульма – Зеленая Роща» по территории Бугульминского района РТ, где установлено двустороннее движение транспортных средств, в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, Низамов И.А. в грубое нарушение п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 8.1,9.1, 9.4 и 10.1 Правил Дорожного Движения РФ, обнаружив опасность для своего движения в виде выехавшего на его полосу встречного автомобиля, будучи обязанным действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, неправильно оценил сложившуюся дорожную ситуацию, где вместо принятия возможных мер к снижению скорости движения своего автомобиля путем торможения вплоть до полной остановки на полосе своего движения и как можно ближе к правому краю проезжей части, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной марки «№ под управлением ФИО5, который, также двигаясь по автодороге «Бугульма – Зеленая Роща» со стороны г.Бугульма в направлении д.Зеленая Роща и будучи вынужденным предпринять маневр объезда внезапно возникшего препятствия в виде выбежавшего на дорогу животного, на момент столкновения полностью вернулся на полосу своего движения освободив его полностью.
В результате дорожно - транспортного происшествия пассажир автомашины марки № ФИО3 получил телесные повреждения в виде сочетанной тупой травмы тела:
- тупой травмы головы: ссадины щек, подбородка, ушибленной раны верхнего века правого глаза, кровоизлияние в мягкие ткани головы правой лобной области мелкоточечными субарахноидальные кровоизлияния в правой лобной доле, кровоизлияния в желудочки мозга;
- тупой травмы грудной клетки: кровоизлияние в мышцы передней поверхности грудной клетки, кровоизлияния в корни и средние доли легких, кровоизлияние в ушко левого предсердия;
- тупой травмы живота: разрыв левой доли печени, гемоперитониум;
- травмы конечностей: ссадины левой кисти и правой голени, правого голеностопного сустава, закрытого многооскольчатого перелома правой бедренных костей со смещением костных отломков.
От полученных травм ФИО3 скончался на месте дорожно – транспортного происшествия.
Непосредственной причиной приведшей к ДТП с вышеуказанными последствиями явилось грубое нарушение водителем Низамовым И.А. пунктов Правил Дорожного Движения Российской Федерации, а именно:
- п. 1.3 согласно которому, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил;
- п. 1.4 согласно которому, на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств;
- п. 1.5 согласно которому, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда;
- п. 8.1 согласно которому, перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой водитель обязан подавать сигналы световым указателями поворота, соответствующего направления. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения;
- п. 9.1 согласно которому, количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенный для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы считается половина ширины проезжей части, расположенная слева;
- п. 9.4 согласно которому, вне населенных пунктов, где разрешено движение со скоростью более 80 км/час, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых;
- п. 10.1 согласно которому, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости до остановки транспортного средства.
Подсудимый Низамов И.А. виновным себя в предъявленном ему обвинении признал частично и суду показал, что действительно 23 мая 2009 года около 21 час 45 минут управляя автомашиной №, который принадлежит <данные изъяты> двигался по автодороге Бугульма – Зеленая Роща Бугульминского района со стороны д.Зеленая Роща в направлении г.Бугульма со скоростью 90 км/час. В качестве пассажира на переднем пассажирском сиденье он перевозил ФИО3, который работал водителем в <данные изъяты>» и по указанию руководства после окончания работы каждый день отвозил его в г. Бугульму, то есть по месту его жительства. В пути следования на 8 км вышеуказанной автодороги увидев, что на его полосе едет автомашина <данные изъяты> и во избежание столкновения он выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомашиной <данные изъяты>. В результате столкновения на месте ДТП скончался ФИО3, а сам получил телесные повреждения. В содеянном раскаивается.
Виновность подсудимого Низамова И.А. подтверждается следующими доказательствами.
Представитель потерпевшего ФИО4 на суде показала, что она является матерью потерпевшего ФИО3, который работал в <данные изъяты> водителем и физически был здоровым. 23 мая 2009 года около 23 часов 30 минут она узнала о ДТП и гибели своего сына.
Свидетель ФИО5 на суде показал, что 23 мая 2009 года около 21 часа 30 минут двигался по автодороге Бугульма – Зеленая Роща. Погодные условия были в виде сухого асфальта, без осадков и при ясной погоде со скоростью 80-90 км/час. В процессе движения подъезжая к населенному пункту Зеленая Роща и не доезжая около 1 км к вышеуказанной деревне на своей полосе движения он заметил выбегающее животное на полосу его движения, которое выбегало справа налево по ходу его движения и поэтому он вывернул руль влево и выехал на полосу встречного движения. Однако увидев издалека движущуюся им навстречу легковую автомашину с ближним светом фар он выехал на свою полосу движения и продолжал движение. В это время он увидел, как легковая автомашина, которая двигалась им навстречу из д.Зеленой Рощи в направлении Бугульма выехала на его полосу движения и совершил с ним столкновение. В результате столкновения пассажир автомашины <данные изъяты> ФИО3 до приезда скорой помощи скончался на месте ДТП, а водитель Низамов И. получил телесные повреждения.
Свидетель ФИО6 на предварительном следствии дала аналогичные показания. Л.д. 36.
Вина Низамова И.А. в предъявленном ему обвинении доказывается также следующими письменными доказательствами, исследованными судом.
Телефонным сообщением от 23 мая 2009 года, согласно которому в 23 часа 01 минуту в дежурную часть поступило сообщение о том, что в Бугульминскую ЦРБ поступил Низамов И.А. с закрытом переломом средней трети левобедренной кости, ушиба грудной клетки и ссадинами правого предплечья. Л.д. 3.
Телефонным сообщением от 23 мая 2009 года, согласно которому в 23 часа 10 минут в дежурную часть поступило сообщение о том, что на автодороге Бугульма – Зеленая Роща в результате столкновения автомашины <данные изъяты> пассажир автомашины ФИО3 скончался на месте происшествия. Л.д. 4-5.
Согласно справки по дорожно-транспортному происшествию от 23 мая 2009 года установлено, что водитель автомашины <данные изъяты> выехал на полосу встречного движения с автомашиной <данные изъяты>, где также указаны полученные повреждения Низамовым И.А. л.д.8
Согласно протоколов осмотра транспортных средств указаны внешние повреждения автомашины <данные изъяты>, полученные в результате ДТП 23 мая 2009 года. л.д. 9-10.
Согласно протокола осмотра места происшествия, где зафиксирована дорожная обстановка, дислокация дорожных знаков, расположение следов автомобилей <данные изъяты> схема и фототаблица. Л.д. 15-22, 132-135.
Заключением судебно - медицинской экспертизы, согласно которой смерть ФИО3 наступила в результате сочетанной тупой травмы тела, осложнившейся травматическим шоком. При судебно - медицинской экспертизе на трупе ФИО3 обнаружены повреждения в виде - тупой травмы головы, ссадины щек, подбородка, ушибленной раны верхнего века правого глаза, кровоизлияние в мягкие ткани головы правой лобной области мелкоточечными субарахноидальные кровоизлияния в правой лобной доле, кровоизлияния в желудочки мозга, тупой травмы грудной клетки: кровоизлияние в мышцы передней поверхности грудной клетки, кровоизлияния в корни и средние доли легких, кровоизлияние в ушко левого предсердия, тупой травмы живота, разрыв левой доли печени, гемоперитониум, травмы конечностей: ссадины левой кисти и правой голени, правого голеностопного сустава, закрытого многооскольчатого перелома правой бедренных костей со смещением костных отломков. Сочетанная тупая травма тела в совокупности причинила тяжкий вред здоровью и образовалась прижизненно от действия тупого твердого предмета, чем могли быть выступающие части салона транспортного средства, действовавшие в условиях дорожно-транспортного происшествия от 23 мая 2009 года и состоит в прямой причинно-следственной связи со смертью. Механизм образования – удар, сдавление, трение. Л.д. 44-47.
Согласно постановления, автомашины <данные изъяты> были признаны и приобщены в качестве вещественных доказательств. Л.д. 59-60.
Согласно заключения автотехнической экспертизы, столкновение транспортных средств произошло на стороне проезжей части предназначенной для движения автомобиля <данные изъяты>. В данной дорожно – транспортной ситуации водителям автомобилей <данные изъяты> в своих действиях следовало руководствоваться требованиями пунктов 1.4, 9.4 и 10.1 Правил дорожного движения РФ. Л.д. 144-147.
Оценивая показания свидетелей обвинения, суд считает их достоверными и правдивыми, так как на протяжении предварительного и судебного следствия их показания были последовательными и стабильными, не противоречат друг другу, согласуются между собой и с другими материалами по делу.
Анализ исследованных судом доказательств полностью подтверждает виновность Низамова И.А. в предъявленном ему обвинении.
Действия Низамова И.А. следует квалифицировать по ч.3 ст. 264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, причинившего по неосторожности смерть человека.
Материалами дела, исследованными судом, доказывается факт того, что смерть ФИО3 находится в прямой причинной связи с дорожно-транспортным происшествием, наступившим из - за допущенных Низамовым И.А. нарушений правил дорожного движения.
Обращаясь к мере наказания Низамову И.А. суд в качестве обстоятельств, смягчающих наказание учитывает то, что он вину фактически признал полностью и в содеянном раскаивается, состояние его здоровья и нахождение на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, по месту работы характеризуются положительно и ранее ни в чем предосудительном замечен не был.
Обстоятельств, отягчающих наказание Низамову И.А. судом не установлено.
Суд при назначении Низамову И.А. наказание также принимает во внимание, что несмотря на то, что он состоит на учете у врача нарколога, однако в течение года к административной ответственности, связанные с употреблением спиртных напитков не привлекался, в медицинский вытрезвитель доставлен не был, данное дорожно-транспортное происшествие им было совершено при исполнении своих служебных обязанностей, в результате которого сам получил телесное повреждение и в настоящее время продолжает амбулаторное и стационарное лечение в условиях Бугульминского ЦРБ.
С учетом личности подсудимого и то обстоятельство, что в настоящее время Низамов И.А. не представляет такой общественной опасности, которая делала бы необходимым его изоляции от общества, что исправление его возможно в рамках условного осуждения и с лишением права управлять транспортными средствами.
Действиями Низамова И.А. представителю потерпевшей ФИО4 в связи с гибелью ее сына ФИО3 на дорожно – транспортном происшествии по вине подсудимого были причинены нравственные страдания, возникли проблемы со здоровьем, стали беспокоить головные боли, что не было до случившегося и по этой причине ФИО4 просит возместить моральный вред в сумме один миллион рублей.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред / физические или нравственные страдания/, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
На основании ч.3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения.
При определении размера компенсации морального вреда причиненного ФИО4 суд учитывает, что Низамов И.А. имеет на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, место работы и размер его месячной заработной платы.
С учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, характера причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий суд считает соразмерной компенсацию морального вреда, причиненного гражданскому истцу в сумме 200000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Низамова И.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 2 года.
На основании ст.73 УК РФ назначенное Низамову И.А. судом основное наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года считать условным с испытательным сроком на 3 года. Обязать Низамова И.А. не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Низамову И.А. отменить.
Гражданский иск удовлетворить частично.
Взыскать с Низамова И.А. в пользу ФИО4 200000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Вещественные доказательства – <данные изъяты> - оставить у владельца ФИО5, автомашину <данные изъяты>–находящийся на стоянке <адрес> <адрес> вернуть по принадлежности, а CD – диск с изображениями фототаблиц хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать в течение 10 суток со дня получения копии приговора о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции и в тот же срок со дня вручения ему кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.
приговор вступил в законную силу 14 декабря 2010 года